ТОВАРНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА
Приближается начало учебного года. В
одних школах выстраивались очереди: свободных
мест нет! В другие не могли набрать детей из
ближайшего микрорайона. Может, потому, что
родители получили возможность выбирать, где
будут учиться их дети, а школы стали
конкурировать между собой. А может, наступает
очередной демографический кризис: первые классы
набрать очень сложно…
Все чаще мы слышим: в России создан рынок
образовательных услуг. Так ли это? И нужен ли он
вообще?
Милослав БАЛАБАН,
кандидат педагогических наук, МГУ
Самая большая российская монополия
Монополия на рынке запрещена. А именно
она и присутствует сегодня в России на так
называемом рынке образовательных услуг. Она
выгодна лишь для самих монополистов, которым в
данном случае является Министерство образования.
До настоящего рынка в системе
образования гораздо дальше, чем нам хотелось бы
думать. Поскольку остается первопричина,
тормозящая его развитие: единый государственный
сертификат об образовании, без которого молодые
люди не могут получить приличную профессию,
устроиться на работу, продолжить обучение...
Мы прошли через подобный псевдорынок, когда в
начале девяностых были введены талоны на часть
товаров «первой необходимости». В те времена мы
покупали не то, что нам нужно, а то, что можно было
купить.
В системе образования примерно такую же ситуацию
называют рынком, причем без всяких оснований. При
этом создается видимость разнообразия: мол,
родители могут выбирать, в какой из школ будет
учиться их ребенок. Значит, рынок есть!
Однако наличие возможности выбора далеко не
единственный признак рынка, и уж тем более не
самый важный. Одним из признаков рынка является
его постоянное развитие. У нас же
образовательная система не развивается, а
раздувается. Мы открываем все большее количество
школ… с проблемами, которые были и сто, и двести
лет назад: дети не хотят туда идти, ведут
постоянную борьбу за существование с учителями,
учителя не могут научить всех одному и тому же. Не
изменяются ни школа, ни система образования. А
развития без изменений не бывает.
Только отменив единый сертификат об образовании,
мы сумеем разорвать этот замкнутый круг. Мне
возразят, что это нереально, что так устроены
системы образования во всем мире… Нет, не совсем
так. Приведу лишь два примера.
В Америке, например, частные школы выдают свой,
негосударственный сертификат об образовании,
причем выпускники всех типов школ равны в своих
правах.
Конечно, любая школа предварительно получает
официальную лицензию после проверки
соответствия заявленной образовательной
программы школы и ее выполнения. Никакой речи о
том, что эта программа должна быть точно такой же,
как и в государственных школах, и быть не может.
В результате часто складывается следующая
ситуация: некоторые университеты принимают
выпускников конкретных частных школ без каких бы
то ни было вступительных экзаменов, без
прохождения общих тестов. Гарантом того, что
молодой человек будет хорошим студентом,
является рекомендательное письмо школы. Учебные
заведения получают как бы фирменный знак
качества. В результате развивается огромное
количество частных школ разного типа,
конкурирующих между собой.
Правда, ситуация с государственным образованием
в Америке далека от идеальной. Все больше
распространены очень крупные школы (они дешевле),
где возникает множество конфликтов, а качество
образования оставляет желать лучшего.
Образовательная система, которая находится под
финансовым патронажем государства, практически
в тупике. И понятно почему: там не действуют
рыночные механизмы взаимодействия потребителя и
производителя. Заказ, финансирование и
контролирующая функция находятся в одних руках
– в руках государства.
В Дании в отличие от Америки сертификаты об
образовании унифицированы, так как практически
все школы (и частные в том числе) финансово
поддерживаются государством. Однако аттестат
выдается в любом случае. Причем выпускник
датской школы может изменять свои оценки в
течение всей жизни. Для этого созданы различные
системы образования для взрослых, где можно не
только набраться нужных знаний, но и пересдать
любые экзамены, добрав нужные баллы для
продолжения учебы.
До 1972 года после окончания семилетней (общей)
школы все сразу сортировались на три группы.
Одним давали возможность продолжать обучение в
гимназии и дальше в университете или институте.
Другим – специализироваться на работе в
технических областях не слишком высокого
интеллектуального уровня, таких, как
слесари-механики, например. Третьим –
заканчивать обучение и становиться
разнорабочими.
В начале семидесятых правительством Дании был
принят закон, уравнивающий в правах и
возможностях продолжения учебы всех выпускников
школ. «Все должны быть равны в праве продолжения
своего образования» – примерно под таким
лозунгом проходила реформа.
Такую систему, сложившуюся сегодня в Дании, можно
назвать образовательной системой с открытым
аттестатом: сертификат об образовании там не
является окончательным результатом процесса
обучения в школе. В итоге развивается интересная
система разнообразных образовательных услуг:
школы государственные и свободные конкурируют
между собой, а контролирующую функцию при этом
выполняют заказчики образования – ученики и их
родители.
Любые попытки построить рынок образовательных
услуг будут бесплодны до тех пор, пока мы не
найдем законной альтернативы единому
государственному аттестату об образовании.
Именно такая кардинальная реформа и нужна нам
сегодня.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|