ТОВАРНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА
Приближается начало учебного года. В
одних школах выстраивались очереди: свободных
мест нет! В другие не могли набрать детей из
ближайшего микрорайона. Может, потому, что
родители получили возможность выбирать, где
будут учиться их дети, а школы стали
конкурировать между собой. А может, наступает
очередной демографический кризис: первые классы
набрать очень сложно…
Все чаще мы слышим: в России создан рынок
образовательных услуг. Так ли это? И нужен ли он
вообще?
“Нам остается только ждать...”
Рынок образовательных услуг нам
необходим. Но мы этого не понимаем – вот почему
его и нет
Маргарита Романовна ЛЕОНТЬЕВА была у
истоков сегодняшнего рынка образовательных
услуг, находясь в должности руководителя
Департамента общего образования Министерства
образования России.
– Маргарита Романовна, как вы
думаете, создан ли в России рынок
образовательных услуг?
– А что вы, собственно говоря, под этими
словами подразумеваете? Я – математик, мне нужны
точные формулировки. Сегодня каждый понимает эти
слова по-своему. Возможен вариант, когда мы
акцентируем внимание на слове “рынок”. Это одно
понимание. А когда мы акцентируем внимание на
образовательных услугах, тогда речь идет только
об их разнообразии. Как на рынке: предложим много
всего, а значит, люди будут иметь возможность
выбирать.
Думаю, просто слово “рынок” стали употреблять
как признак нового общества.
– Может быть, попробуем сфокусироваться на
слове “рынок”?
– Прекрасно, тогда я вас отправляю к
специалистам по экономике. Только они смогут
дать достаточно точный анализ. Слово «рынок» для
нас стало всеобъемлющим, имеющим много смыслов,
как слово “блин” в русском языке: его
употребляют в огромном количестве ситуаций и
почти всегда забывают, что оно означает вкусную
еду.
– Получается, что в данном случае рынок
просто отождествляется с разнообразием?
– Пожалуй. Однако даже простое разнообразие
создать очень трудно, а в условиях нашей огромной
страны пока невозможно. На мой взгляд, это
реально лишь в дошкольном образовании, где
родители в состоянии его профинансировать сами.
Или оставить своего ребенка дома, что многие и
делают. Этот рынок и начинает формироваться
сегодня.
Если же говорить о среднем образовании, то тут
ситуация совершенно другая. Каждый ребенок
обязан получить аттестат, а родители (согласно
закону) должны за этим проследить. В крупных
городах состоятельные люди имеют возможность
выбрать, каким путем их ребенок получит
образование, а в деревнях нет даже такой
возможности. Фактически только способ получения
образования (в лучшем случае!) люди и могут
выбрать.
Но государство не может финансировать несколько
школ в малонаселенном месте только для того,
чтобы люди имели возможность такого выбора. В
результате ситуация, заданная государством
много лет назад, не позволяет создаваться и
необходимому разнообразию.
– Есть еще один критерий рынка: потребитель
всегда на него влияет.
– Да, такая ситуация и складывается в дошкольном
образовании, где целью является само обучение, а
не получение сертификата об образовании. Поэтому
оно и строится так разнообразно. В результате
среднего образования нужно получить документ
государственного образца, а значит, все должно
быть конституировано государством. А
государство не может финансировать большое
количество школ разного типа.
– Описываемая вами ситуация сильно
напоминает социалистический рынок, который
строится и управляется сверху.
– Да, и в этом нет ничего странного, таковы
особенности нашей страны. Больше семидесяти лет
все учились бесплатно, по единому образцу. И надо
сказать, это было не так уж плохо. Поэтому теперь,
даже позволив открывать частные школы,
государство с трудом отказывается от
возможности контроля и управления этими
учебными заведениями. Даже когда мы вводили
Базисный учебный план (напомню, до этого школы не
имели возможности изменять программы), это
нововведение оказалось ошеломляющим для многих
учителей. Люди никак не могли понять, как и,
главное, зачем им нужно выбирать. Лишь со
временем эта система прижилась, а сегодня ни одна
школа не согласилась бы от нее отказаться.
– Вы напомнили о реформах в системе
образования, которые сегодня активно проводятся.
Часто складывается одна и та же ситуация: хорошие
идеи, заложенные в реформы изначально, в реальной
жизни извращаются порой до неузнаваемости.
Почему? Может быть, причина именно в том, что ни
конкретные дети, ни их родители, ни учителя школ
не заинтересованы в введении инноваций? Вот если
бы запрос шел не от государственных структур, а
от потребителей образовательных услуг, детей и
их родителей, тогда все было бы совсем
по-другому...
– Я думаю, что это всего лишь необходимый этап
любого нововведения. Сначала люди отрицают его,
потом часть новшеств приживается, а то, что было
ненужным, нежизнеспособным, забывается. Но есть и
еще одна причина. Как говорил классик, должно
вырасти два поколения непоротых дворян, чтобы мы
стали свободными. У нас нет и одного поколения
таких людей. Поэтому нам остается только ждать.
Родители наших учеников даже не могут
сообразить, что можно требовать от школы, от
образования. И не будут этим заниматься, потому
что они жили в жестокой системе, где такие
действия были запрещены. Что такое рынок
образовательных услуг – никто не знает, откуда
же у людей возьмутся мысли о том, что можно желать
разнообразия в предоставляемых их детям
образовательных услугах? Людям такое и в голову
не придет! Движение снизу, безусловно,
необходимо, особенно для того, чтобы реформы
приживались. Но сегодня оно только зарождается,
причем очень-очень медленно.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|