Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №59/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ТОВАРНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА 
 

Людмила ПЕЧАТНИКОВА

В тумане рейтингов

Почему “известная” школа далеко не всегда “хорошая”

Хороший родитель хочет отдать ребенка в хорошую школу. Как узнать, какая на самом деле хороша?

Сколько стоит дом возле школы?

Проблема выбора школы стоит перед родителями всего мира. Чаще всего те европейцы, которые имеют возможность выбирать, ориентируются на положение учебного заведения в национальном рейтинге.
В Великобритании такой рейтинг ежегодно публикуют уважаемые издания вроде “Таймс”, основываясь на результатах выпускных экзаменов. В последние годы составители пытаются учесть более сложный фактор – насколько школа может развить способности своих учеников, помочь им добиться успеха, а не просто отсеять всех двоечников, чтобы не портили отчетности.
В Америке наряду с официальными и полуофициальными рейтингами существуют “раскрученные бренды”, школы с именем, традиционно пользующиеся авторитетом. Прежде всего учитываются, естественно, результаты экзаменов, пресловутых тестов, но имеет значение и атмосфера школы, ее специфика. На выпускников известных школ обращают особое внимание университеты, руководители кадровых отделов фирм. Поблизости от уважаемых учебных заведений жилье стоит в полтора-два раза дороже. Хорошая школа для ребенка важнее денег, считают американцы, и не ленятся переехать, если вдруг соседняя школа потеряла былой уровень.
В Голландии обращают внимание не только на оценки. Граждан интересует полная картина. Результаты ежегодной всесторонней инспекторской проверки школ размещаются на общедоступном сайте, где родители могут разобраться в качественных параметрах, сравнить сильные и слабые стороны каждой школы, чтобы не ошибиться с выбором, определяющим судьбу малыша, подростка.

Школа для бизнесменов

Сегодня проблема выбора образовательного учреждения стоит и перед россиянами.
Одним из первых на помощь пришел журнал “Карьера”, опубликовав еще в 2000 году список ста лучших школ России. В соответствии со своим названием журнал поставил во главу угла то, что считают главным в образовании сегодняшние карьеристы, – богатство и высокие результаты. Из максимальных ста процентов 41 приходится на условия обучения: сумма расходов на каждого ученика в год, стоимость учебного оборудования, количество компьютеров, площадь спортивных и учебных помещений, количество штатных сотрудников – все в расчете на одного ребенка. Оценивается и то, какие дополнительные предметы может предоставить школа помимо базовых, есть ли связь с вузами. 30 процентов – результаты самих выпускников: количество медалей, поступление в вузы, процент успеваемости, участие во всероссийских и международных олимпиадах. Посчитали количество упоминаний в прессе. Была составлена сложная формула, чтобы большие школы не получили незаслуженного преимущества по сравнению с маленькими. Организаторы сразу оговорились, что могут учесть только то, что поддается подсчету, а вещи эфемерные вроде доброжелательной атмосферы, хорошего настроения, отсутствия грубости и насилия в процентах выразить невозможно. Да и так ли это важно, если школа богата и обеспечивает хорошие оценки?
В первой десятке рейтинга “Карьеры” нашлось место только для московских школ. Среди сотни – почти половина московские. Ничего удивительного. Они громче о себе заявляют, они ближе к источникам финансирования, к лучшим вузам.

Школы для талантов

Примерно тогда же родился и другой рейтинг, на первый взгляд альтернативный. Соросовский список. Составители учитывали только один фактор – количество соросовских учителей, работающих в данной школе. Ни богатство, ни местоположение, ни число медалистов не влияли на место в рейтинге. Шанс появился вроде бы у каждой школы, где работают талантливые педагоги. Напомним, звание соросовского учителя давалось тем, кого студенты первых курсов крупнейших вузов страны называли своими настоящими учителями. И все же списки соросовских школ почти повторяют рейтинг “Карьеры”. Может, дело в том, что информацию собирали в престижных вузах, а попадают туда в основном из тех же престижных школ.
Определяется ли качество школы количеством выпускников, поступивших в институт? Вопрос какой-то дурацкий. А чем еще? То, что школа развивает и бережет ребенка, помогает ему найти свою дорогу, это и посчитать трудно, и значения не имеет в глазах многих. Жизнь сурова, родители боятся, что время, потерянное на старте, потраченное на общение, размышления, поиски, ошибки, помешает их детям пробиться, то есть выжить. А чувства ребенка и вовсе не стоит учитывать.
Вернемся к рейтингам. Помимо бизнес-элиты в стране существует и интеллектуальная элита. Для нее ежегодно подводятся итоги серьезных олимпиад и называются школы, подготовившие больше всего победителей. Речь идет, естественно, о каком-то профиле. Отдельно математики, отдельно биологи. Тут Москва не занимает лидерских позиций, зато первое место среди физиков неожиданно достается школе из Сергиева Посада, которую “Карьера” и не заметила.

Игра без правил

Самые туманные рейтинги – официальные. Милость начальства загадочна. Понять, за что присуждают почетное звание “Школа года”, – невозможно. Разве что догадываться. Организаторы всероссийского смотра нигде не объявили своих критериев, но смотр проходит успешно, школы гордятся своими дипломами, получают денежные пособия, подарки, и слава богу.
Понятно, что школе, ориентирующейся на ребенка, а не на вышестоящих товарищей, в таком рейтинге нет места.
И что же получилось? В карьерном списке – нет, в соросовском – тоже нет, в олимпиадном – нет, про официальный и говорить нечего. Ни в одном рейтинге, составленном сторонними наблюдателями, по-настоящему детской школе, не тщеславной, не показушной, не богатой, не престижной, нет места, и знает про нее обычно тонкий слой тех, кому посчастливилось в ней учиться, а потом приводить друзей и родственников.
Самый неформальный и мобильный источник информации – Интернет – пытается создать неформальный народный рейтинг. Скажем, на сайте “7-я.ru” идет голосование за лучшую школу. Есть критерии: наличие отбора при поступлении, внеурочная жизнь, размер оплаты, бытовые условия, программы и даже “изюминки”. Единственное ограничение – голосуют те, кто посетил сайт и не поленился заполнить анкету. Если ученики, выпускники школы, не увлекаются такими интернет-страничками, у школы нет шансов. И наоборот, активная мама способна выдвинуть свое учебное заведение на первое место, если заполнит анкету раз десять. За достоверность ее оценок никто не поручится.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru