Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №59/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело


 

Елена ЛИТВЯК

Августовский педсовет

Послезавтра мы встретим своих учеников у дверей школы. И в повседневной круговерти нам некогда будет задуматься о будущем. Но сейчас, пока у нас есть еще один день, мы снова собираемся на наш августовский педсовет – последний в этом году.

Ольга Ковалева, Светлана Фирер, педагоги частной вальдорфской школы “Путь зерна”, Москва:
– Нашу школу шесть лет назад основали родители для своих детей. И сейчас, когда в школе учатся самые разные дети, родители продолжают играть здесь важную роль. Так складывается, что с нами остаются родители-единомышленники, у детей нет противоречия между тем, что с ними происходит дома и в школе. В этом году мы переехали в новое здание, и родители очень активно помогают его обживать, они ответственны за хозяйственную и юридическую сторону жизни школы, очень активно включаются и в собственно образовательный процесс. Больше того, в этом году на новом месте мы планируем выйти за рамки школы на микрорайон, позвать местных жителей к себе – на спектакли, концерты, в кружки и студии. Мы не хотим жить только своим самодостаточным миром.
Вальдорфская педагогика обращена к ребенку, к решению задач его развития. Поэтому в последние дни августа мы собираемся практически ежедневно всем учительским составом (в вальдорфских школах это называется “учительская коллегия”) и обсуждаем, какой именно учебный материал стоит предложить ребенку, как он будет отвечать задачам развития детей определенного возраста. На практике осуществить это очень сложно – создать единую школьную команду, в которой учитывались бы интересы всех, но не утрачивалась и целостность подхода к детям. Это одна из задач нового года для нас. Кроме того, мы постоянно думаем, как сделать так, чтобы дети усваивали учебный материал не только головой, а именно переживали бы его всем своим существом.
Как мы будем встречать первое сентября? За шесть лет жизни нашей школы укрепилась традиция учительских спектаклей, главным героем которых всегда становится классный учитель очередного первого класса. Мы придумываем спектакль всей школой, обычно это какая-нибудь сказка, в которой маленькие зрители становятся активными участниками. Это маленький дар учителей детям, заряд радости, света для всех в новом учебном году.

Владислав Редюхин, руководитель секции экспертизы, оценки и рейтингов (СЭОР) экспертного Совета при Уполномоченном по правам человека РФ, ведущий консультант по стратегии организационного развития Аналитического центра “Концепт”:
– Когда задумываешься о том, чем новым можно было бы поделиться с коллегами-педагогами в преддверье учебного года, то в первую очередь вспоминаешь, что было актуально в прошлом году и осталось значимым сегодня. Для меня это проблемы социального партнерства на конкретной территории. Анализ практики на местах и публикаций в СМИ показывает, что сегодня школа все более утрачивает связь с окружающим ее социумом: с дэзами, библиотеками, музеями, стадионами, учреждениями социальной защиты, наконец, с общественными и некоммерческими организациями. Вместе с исчезновением из нормативно-правовой базы понятий “шефы” и “базовые предприятия” разорвалась связь с бизнесом, промышленниками и предприятиями на территории. Руководители органов образования, как и всех других ведомственных вертикалей, озабочены положением дел в своей собственной сфере и с трудом идут на взаимодействие с другими субъектами управления, считая друг друга конкурентами в борьбе за бюджетные деньги.
Планирование деятельности все еще сводится к перечислению набора отдельных мероприятий и акций – проектная культура все еще только осваивается. Причем разрабатываемые в школе проекты, в основном образовательные и культурные, тесно связаны со школьными предметами и дисциплинами. Они не носят социального или социально-экономического характера, понятного власти и бизнесу. Ситуация осложняется еще и тем, что отсутствуют технологии и методики детско-взрослого сопроектирования, и учителя, как правило, берут представления об общем желаемом будущем в свои крепкие руки, лишая ребят права на ошибку и творчество.
Одно из основных противоречий в том, что педагоги, директора и управленцы ориентированы на вертикаль своего ведомства, а дети и молодежь, воспитанные современной городской средой, улицей, тинейджерскими тусовками, СМИ и Интернетом, этих границ просто не знают. Поэтому, а также по ряду других причин не происходит того, что в нашей педагогической практике называется “коллективно распределенная деятельность”. Нет ее ни в проектировании, ни при анализе ситуации, нет и при оценке результатов и последствий.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru