УЧЕБНИКИ N66
Юрий МУРАВЬЕВ,
доктор философских наук
Каша, кашка и кашица
Детская, слишком детская энциклопедия
Энциклопедия для детей.
Том 21. Общество. Ч.1.
Экономика и политика
/ Глав. ред. В.А.Володин. – М.: Аванта+, 2002. – 464 с.: ил.
|
Энциклопедия для детей.
Том 18. Человек. Ч.1. Происхождение природы и
человека. Как работает тело. Искусство быть
здоровым
/ Глав. ред. В.А.Володин. –
М.: Аванта+, 2002. – 464 с.: ил.
|
Аванта+» уже привыкла к
похвалам. Грандиозные проекты, исполнение
масштабное, затраты впечатляющие, полиграфия
безукоризненная… Время скандальных процессов
позади. Награды и восторженные рецензии.
Особенно повезло с художниками – эта команда как
будто специально создана для детей:
художественное оформление ярко, талантливо,
доходчиво и в то же время по-детски
непосредственно. Чего же еще желать?!
То есть как «чего» – а содержание? Вот о нем-то и
пойдет речь. И вот об этой стороне дела пора уже
сказать немало горьких слов и тем подпортить ту
благостно-елейную атмосферу, которая стала уже
привычной по отношению к издательству и его
изданиям.
Конечно, среди различных томов энциклопедии для
детей, издаваемых «Авантой+» и построенных по
тематическому принципу, немало таких, которые
можно только приветствовать как серьезные,
глубокие и соответствующие новейшей стадии в
развитии современных знаний. Таковы сведения из
физики, из биологии, из астрономии. В томах о
человеке полезны и информативны разделы об
анатомии и физиологии человека, о человеческом
здоровье и о медицине.
Однако чем ближе к высшим сферам человеческой
деятельности и духа и чем теснее связи с общей
социальной проблематикой, тем отчетливее
проявляются слабости издания в целом. Два тома
«Религий мира» – наиболее яркое этому
подтверждение. Тома «Религии мира» – это не
научный или научно-популярный очерк по
религиоведению, а типичное огромное пособие по
Закону Божию для школьников и учителей. Но если в
этих томах установки авторов, учитывая ситуацию
в современной России, еще как-то можно понять
(бессмысленно требовать, чтобы дети здесь
понимали больше, чем взрослые), то уж в
последующих томах о человеке и об обществе
подобное «теоретизирование» на уровне
любительства и инфантильности становится
совершенно недопустимым.
Авторы томов подбирались, правду сказать, очень
тщательно: в круг авторов попадали люди только
известного склада и взглядов. Большую их часть
составляют авторы довольно эрудированные, но
беспомощные теоретически, не умеющие поставить
эрудицию на службу хоть какой-нибудь серьезной
идее и потому путающиеся и путающие читателей
бесконечными повторами и акцентами на мелочи,
при том что случайно или намеренно упускается
самая суть дела. Тем не менее редакторы этих
томов бдительно следят за тем, чтобы и при таких
условиях в сознании читателя оставался некий
комплекс мыслей, которые могли бы быть приняты за
«концепцию» издания. Конечно, ту эклектическую
мешанину – кашицу, которая получается в
результате, – под какую-то общую идею не
подведешь хотя бы потому, что обычная ситуация
при чтении этих томов – это поначалу спокойное
следование за вполне научным и информативным
текстом, после чего – вдруг – идут сугубо
идеологизированные, да еще в духе наиболее
отсталых, поистине реакционных идеологических
схем, истолкования приведенного материала. За
версту чувствуется, несмотря на редакционные
оговорки («Не свободна от пристрастности, –
говорится в редакционном предисловии к первому
тому «Общества», – и эта книга… Может быть, это и
неуместно в энциклопедическом издании, но ведь
именно в спорах рождается истина»), искреннее
желание остаться вне идеологий, стать «над
схваткой». Но проявляется это только в нарочито
примирительной стилистике по отношению ко всему,
в чем есть хоть какие-то признаки отступления от
научных взглядов в сторону мистико-религиозных
или религиозно-мифологических установок
сознания.
Всюду, где излагается заведомая мистическая или
религиозная белиберда, изложение становится
очень тонким, чувствительным к нюансам. И всякий
раз в основе лежит именно терпимость ко всякого
рода бреду и плодам больного воображения. Когда
же излагается та или иная религиозная доктрина,
то стилистика используется такая, что и взрослый
не всегда поймет, то ли речь идет о реальном
положении дел в мире, то ли о взглядах и мнениях
сторонников того или иного мистико-религиозного
течения.
Вот несколько ключевых вопросов, главных тем,
которые, постоянно находясь на острие
общественного внимания, должны получить в
детских головах особенно четкое отражение.
Перед нами человек в науке и в религии. «Ученые
считают, – читаем мы в редакционном обращении к
читателю тома «Человек», – что организм человека
– результат нескольких миллионов лет эволюции.
Богословы же утверждают, что человеческий род –
творение Бога. Как бы там ни было («Как бы там ни
было!» – Ю.М.), за время своего пребывания на Земле
человек проявил себя так, что диву даешься» (с. 6).
Диву даешься!
Вот эта сентенция про сложность мира, от которого
«диву даешься», – по существу главный итог
рассмотрения темы «Человек». Но из такого
удивления не жажда познания рождается, а
познавательный ступор: «Чудны дела твои,
Господе!» И всё.
Том о человеке открывается разделом «Сквозь
призму религий». (Опять!) Но вот мы в следующем
разделе – «Человек в зеркале философии». Не
торопитесь вздыхать облегченно: здесь вас снова
ждут… мифология и религия.
Ушли от мифа и религии в область теории. Наконец,
теория эволюции. Дарвин… Не торопитесь.
Внимательный читатель тотчас увидит здесь вот
что: «Гипотеза Дарвина разрушала религиозные
представления о божественном происхождении
людского рода. И в то же время она подтверждала
(опираясь на данные биологии и антропологии), что
человек действительно венец творения, как и
учила Церковь» (с.41). Юмористика! Припоминается
знаменитый афоризм Ст.Е.Леца: «Это был
прогрессивно верующий человек. Он верил, что
человек произошел от обезьяны – от той, которая
была в Ноевом ковчеге…» Но там – юмор, до
которого дети, быть может (при таких-то учителях!),
не скоро дорастут. А здесь-то эволюционистам
всерьез приписывают мысль о признании творения!
Хороша наука у «прогрессивно верующих»!
С такими похвалами, от которых не поздоровится
эволюционистам, сочетается критика здесь же – на
следующей странице – Маркса, которого мягко, но
невразумительно журят: «Маркс полагал, что
именно история раскрывает сущностное богатство
человека. Но ведь она же, история, и обуживает
человеческий потенциал, сковывает силы человека,
высвобождает разрушительные возможности» (с. 42).
Вдумайтесь. История что-то там такое сковывает и
«обуживает». Что это значит? И какие это
«разрушительные возможности» высвобождает…
история? А текст далее поясняет: «Сущность
человека действительно социальна. Однако
исчерпывается ли Homo sapiens совокупностью
общественных отношений?» Глубокомысленный
вопрос имеет простой и ясный ответ: кто же это не
знает разницы сущности и явления. Но речь-то ведь
идет именно о сущностной специфике. И если это
учесть, то окажется, что глубокомысленный вопрос:
«Может быть, за вычетом всех социальных связей в
нем все же остается нечто, что выражает
“специфически человеческое?”» – всего лишь
плод инфантильно-взрослого недомыслия, в котором
разберется и продвинутый ребенок.
Марксу и марксистам особенно «не повезло» в томе
«Общество» энциклопедии для детей. Даром что
после падения советского политического режима и
краха марксоидных идеологических доктрин
положение марксизма в западной науке не только
не ослабло, а, напротив, упрочилось (например,
ныне около 60% университетских преподавателей США
– марксисты), – на антипатии наших авторов к
марксизму это не сказалось. Здесь им не удается
сохранить видимость объективности и
«взвешенности» оценок. Впрочем, невезение это,
конечно, не случайно, но для его объяснения
следует остановиться на вопросах не по-детски
серьезных.
Важный том, посвященный обществу, имеет
подзаголовок «Экономика и политика». Однако
вопреки этому вполне резонному порядку внутри
самого тома сначала идет большой раздел о
политике, а уж потом – об экономике, что может
поставить молодые мозги только в тупик: что тут
от чего зависит – не разобрать. Но и у этого есть
свои причины. Почти вся экономическая мысль у нас
в стране в наши дни до такой степени
«либерализовалась», что ее представители все
сплошь стали разделять идеи маржинализма – и
притом весьма поверхностно излагали и понимали
марксистскую теорию. За этим также стоит
идеологизация. Эксплуатации нет, капиталистов и
трудящихся нет, классов нет и классовой борьбы
тоже. Все это субъективистские фантомы
марксистов. Таковы убеждения маржиналистов и
продолжающих эту линию «неоклассиков» в
экономической теории. Субъективизм
маржиналистов исходит из отрицания классической
трудовой теории ценности (стоимости), а вместе с
ней и двойственной природы товара, порождающей
прибавочную ценность и в конечном счете
эксплуатацию. И такой взгляд нашел полное
выражение в нашей энциклопедии для детей.
Небольшой раздельчик о Марксе в томе «Общество»
рисует это положение дел очень ярко. «Выдвигая
тезис об эксплуатации, – говорится в главе
«История экономической теории», – ученый (Маркс.
– Ю.М.) исходил из сомнительной предпосылки:
ценность продукта возникает в результате только
живого труда, машины же не причастны к этому
процессу и лишь переносят на продукт труд,
когда-то затраченный на их изготовление. Рабочие
и капиталисты (буржуазия) образуют два
противостоящих друг другу общественных класса.
Для уничтожения эксплуатации необходимо
устранить частную собственность на средства
производства…»
Не ясно ли? Деление на классы и борьба трудящихся
с эксплуатацией выведена из «сомнительной
предпосылки…». Вот откуда дует ветер. В какую же
высокую башню из слоновой кости хотят поместить
эти «ученые» наших детей для того, чтобы отзвуки
живой жизни до них не долетали?
В целом соответствующие тома Детской
энциклопедии рождают в сознании такой образ:
живет где-то в России вундеркинд с огромным
объемом памяти; он хранит в ней множество
сведений обо всем на свете. Но сознание этого
ребенка остается детским. Соединить, сочетать
все эти сведения друг с другом такой ребенок не в
состоянии. Вместо этого он еще и еще раз
возвращается к тому, что знал когда-то, добавляя к
этому только что узнанное. Про таких говорят: без
царя в голове. А ведь это очень плохо:
единственное место, где правление этого монарха
всегда уместно, – это голова.
В результате в сознании читателя – и не только
молодого (тома Детской энциклопедии
предназначены также и для учителя) – возникает
та самая путаница, которую принято называть
кашей в голове.
Зачем я пишу все это? Ясно ведь, что от моей
рецензии коллективу «Аванты+» ни тепло ни
холодно: издательство процветает, прибыли
растут, гонорары тоже… А вот зачем. Число таких
изданий, в которых как в зеркале отражается
состояние современной растерянной
«образованщины», кашеобразной интеллигентской
мысли, постоянно растет, и «Энциклопедию для
детей» можно считать флагманом в движении по
этой вязкой субстанции. Но так будет не всегда.
История идей показывает, что они, эти идеи, имеют
неискоренимую тенденцию к прояснению и очищению
в процессе научного обобщения, так что через
некоторое время не найдешь и днем с огнем того,
кто, казалось, еще так недавно утверждал печатно
какую-нибудь ставшую очевидной ерунду. Есть
надежда, что для некоторой части читателей мои
невежливые слова станут предостережением и
призывом к избавлению от любой инфантильности
мышления и от любого кашеобразного содержимого
головы.
Мой вывод прост. В рассмотренных томах «Аванты+»
для малых детей пишут очень взрослые дети. Потому
и получается это кашеобразное месиво. Каша –
общее варево. Манная кашка – сентиментальное
заигрывание с тщетными потугами пробудить в
читателе любопытство ценой отхода от научности.
Кашица та же каша, но с изрядным добавлением воды.
Вы думаете, что эти назойливые повторы всего лишь
недосмотр редакторов? Нет, эти дублирования –
сознательное разжижение материала, способное
привести только к раннему разжижению мозгов. В
надежде на то, что от повторения яснее не станет,
а запомнится лучше и примет вид очевидности.
Небезопасны эти детские игры.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|