Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №58/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N66 
 

С.Э. БЕРЕСТОВСКАЯ,
учитель литературы гимназии № 205
Санкт-Петербург

О разных путях работы с текстом

Существует расхожее мнение, что хорошему учителю методические пособия не нужны, хороший учитель сам себе методист. Однако практика показывает, что именно творческие, ищущие учителя пользуются методической литературой, поскольку хотят развиваться в профессии. Чего ждет учитель от методических рекомендаций, в каких случаях обращается к ним? Во-первых, работая по новой программе и сталкиваясь с не изучаемыми ранее в школе произведениями, учитель нуждается в их историческом и литературоведческом комментарии, и в этом ему может помочь методическое пособие. Во-вторых, работая с уже традиционными для школьной программы произведениями, творческий педагог ищет новые методические пути для их изучения, более интересные, современные. И наконец, методические рекомендации знакомят учителя с нетрадиционными формами уроков, инновационными приемами и методами работы с художественным текстом.
Книга «Изучение литературы в 7 классе. Методическое пособие для учителя» (составитель докт. пед. наук Н.М.Свирина /Под редакцией чл.-корр. РАО, проф. В.Г.Маранцмана. – М., Классик Стиль, 2002) написана для умного, творческого педагога, в ней он найдет все то, чего ждет от методического пособия. Безусловное достоинство книги в том, что она создана коллективом авторов, в числе которых – ученые-методисты, опытные и молодые учителя, аспиранты кафедры методики преподавания литературы, в ней собран большой научный и практический опыт, даны разные подходы к изучению одного и того же произведения.
Книга содержит вступительную статью, в которой определены цели и задачи курса литературы 7 класса, разъяснены принципы построения программы; тематическое планирование в виде таблицы, в которой не только определено количество часов, отведенных на данную тему, но и указывается, какие сведения по теории литературы ученики должны получить при изучении данной темы, рекомендуются произведения для внеклассного чтения и виды творческих работ, чего нет ни в одних других методических рекомендациях. Такое тематическое планирование, безусловно, облегчает работу учителя. Далее следуют три основных раздела: «Изучение литературных произведений», «Самостоятельное и внеклассное чтение», «Литературное творчество». Несколько статей из первого раздела хочется отметить особо.
В программе под редакцией В.Г.Маранцмана, да и в других программах, есть произведения, вошедшие в школьный курс относительно недавно. К таким произведениям принадлежит Библия. Включение в программу библейских текстов ставит в тупик многих учителей, поскольку они сталкиваются с проблемой их толкования, а здесь нужны очень обширные знания, богословские в том числе. Статья А.В.Беловой «К изучению Нагорной проповеди» дает возможность педагогу не только самому сориентироваться в сложных религиозных вопросах, но и понять, как говорить о них с детьми. Нагорная проповедь рассматривается автором и в религиозном контексте, и в свете общечеловеческих проблем, так что учитель в зависимости от своего мировоззрения, мировоззрения учеников может выбрать тот или иной путь работы с текстом.
Яркие, оригинальные, талантливые уроки по изучению японской поэзии предложены И.Л.Шолпо в статье «Японская классическая поэзия в 7 классе». Эта система уроков позволяет постепенно ввести учеников в сложный, непонятный для них мир японской культуры. Через осмысление мироощущения человека иной культуры ученик приходит к пониманию смысла поэзии и наконец к самостоятельному творчеству.
Все восемь уроков по изучению повести А.С.Пушкина «Дубровский», предложенные в статье В.Г.Маранцмана «Изучение творчества А.С.Пушкина», – уроки разных жанров: заочная экскурсия, беседа, составление киносценария, пересказ с изменением лица рассказчика, составление монтажа для выразительного чтения, диспут и т.д. Уроки разных жанров при изучении одной темы позволяют избежать скуки, монотонности, способствуют творческому развитию учеников. Статья чрезвычайно полезна для любого учителя, даже не работающего по данной программе, так как она обучает построению уроков разных жанров.
Замечательно, что в рецензируемом методическом пособии нашлось место и для такого относительно нового типа урока, как урок-мастерская. В форме мастерской предлагает построить уроки по изучению поэмы Гомера «Одиссея» Л.Л.Гордиенко в статье «Изучение «Одиссеи» Гомера в 7 классе».
В статьях Н.М.Свириной и М.А.Мирзоян предлагаются два варианта изучения поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Учитель, познакомившись с обоими, сможет выбрать то, что ближе ему, или же создать свой вариант, используя методы и приемы, предложенные в обеих статьях. Две статьи также посвящены изучению пьесы А.Н.Островского «Снегурочка» (Л.В.Дербенцова «Методические рекомендации по изучению пьесы-сказки “Снегурочка” А.Н.Островского» и И.В.Рогожина «Приемы подготовки восприятия и работы с текстом пьесы А.Н.Островского “Снегурочка”»).
В основе большинства предложенных уроков лежит принцип диалога культур. Многие уроки даны как проблемные, практически каждая статья дает рекомендации, как организовать литературное творчество учеников, приведены примеры детских работ.
Некоторые критические замечания вызывают статьи О.В.Николаева и С.В.Федорова «Лирическая народная песня “Не шуми, мати зеленая дубравушка” и И.Н.Гуйс «Изучение стихотворения Н.А.Некрасова “Зеленый шум” в 7 классе». В статье О.В.Николаева и С.В.Федорова содержится глубокий и интересный анализ народной песни в свете фольклорных традиций, однако анализу уделено 15 страниц, а непосредственно методической разработке урока – три страницы. Как весь этот богатейший материал использовать на уроке, остается не совсем понятным.
Выводы, к которым хочет привести учеников И.Н.Гуйс в статье, посвященной изучению стихотворения Н.А.Некрасова «Зеленый шум», на наш взгляд, не могут быть восприняты учениками этого возраста. По мнению автора, герой стихотворения, преодолевая в себе языческое начало, приходит к православному сознанию и к этой мысли он хочет привести учеников, имеющих очень приблизительные представления о язычестве и, к сожалению, еще более приблизительные о православии.
Раздел «Литературное творчество», в сравнении с двумя предыдущими, представляется нам недостаточно полным, хотя статью С.В.Федорова «Литературное творчество учащихся при изучении “Поучения Владимира Мономаха”» хочется отметить как удачную в методическом плане, так как в ней дан алгоритм не только написания поучения, но и работы со стилизацией вообще.
В конце книги дается список рекомендуемой литературы по темам, который поможет учителю в подготовке уроков.
В целом данное методическое пособие мы бы оценили очень высоко. Оно написано методистами-практиками, понимающими интересы и потребности детей, трудности и проблемы учителей, оно не только предлагает разработки уроков, но и обучает современной методике. Наш личный опыт использования в работе рецензируемой книги, а также опыт других учителей позволяют сделать вывод о ее необходимости для учителя, работающего в 7 классе.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru