УЧЕБНИКИ N66
Августовский подарок, или
БУП* для ШКРАБА**
Что новый август нам готовит? В
преддверии очередного первого сентября в органы
управления образованием субъектов Российской
Федерации поступил проект базисного учебного
плана для начального общего и основного общего
образования. Согласно тексту документа «проект
рассмотрен на заседании Федерального
координационного совета по общему образованию и
рекомендован для широкого
профессионально-общественного обсуждения». Для
того чтобы было нагляднее, что рекомендуемый БУП
новый, прилагается сравнительная таблица:
Базисный учебный план образовательных
учреждений Российской Федерации
Основное общее образование
Образовательные
области |
Учебные
предметы |
Учебный
план |
1998 |
2003 |
|
Филология |
Русский язык |
15 |
15 |
|
Родной язык* |
32 |
23 |
+1 |
Литература |
10 |
|
|
Иностранный
язык |
15 |
15 |
|
Математика |
25 |
23 |
+3 |
|
Информатика |
5 |
|
|
|
Обществознание |
История |
11 |
10 |
-1 |
Обществоведение |
2 |
4 |
+2 |
География |
8 |
6 |
-2 |
Естествознание |
Природоведение |
2 |
2 |
|
Физика |
6 |
6 |
|
Химия |
4 |
4 |
|
Биология |
8 |
6 |
-2 |
Искусство |
Музыка и Изо |
8 |
8 |
|
Технология |
Технология |
11 |
7 |
-4 |
Физическая
культура |
Физическая
культура |
10 |
10 |
|
Основы
безопасности жизнедеятельности |
Основы
безопасности жизнедеятельности |
0 |
1 |
+1 |
Итого |
142 |
132 |
10 |
Региональный
(национально-региональный) компонент и компонент
образовательного учреждения (6-дневная неделя) |
25 |
35 |
+10 |
Предельно
допустимая аудиторная учебная нагрузка при
6-дневной учебной неделе (требования СанПиН) |
167 |
167 |
|
Региональный
(национально-региональный) компонент и компонент
образовательного учреждения (5-дневная неделя) |
10 |
20 |
10 |
Предельно
допустимая аудиторная учебная нагрузка при
5-дневной учебной неделе (требования СанПиН) |
152 |
152 |
|
При расчете сетки часов учебный
предмет «Родной язык» засчитывается в
региональный (национально-региональный)
компонент и компонент образовательного
учреждения.
Базисный учебный план образовательных
учреждений Российской Федерации
Основное общее образование (фрагмент)
Образовательные
области |
Учебные
предметы |
Количество
часов в год |
Всего |
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
|
Обществознание |
История
Обществоведение
География |
70
0
0 |
70
35
35 |
70
35
35 |
70
35
70 |
70
35
70 |
350
140
210 |
Естествознание |
Природоведение
Физика
Химия
Биология |
70
0
0
0 |
0
0
0
35 |
0
70
0
35 |
0
70
70
70 |
70
70
70
70 |
210
140
210
|
Итак, план отличается очень
существенной новизной: количество учебного
времени на изучение географии и биологии в 6–7
классах, где изучаются основы содержания
этих предметов и закладываются необходимые и
достаточные условия для их последующего
изучения в школе, учебное время сокращено не
просто на 2 часа, но сокращено в 2 раза (с
70 часов до 35), или до одного урока в неделю!
В пояснительной записке к проекту нового
Базисного учебного плана, который, как
подчеркнуто в документе, разрабатывается «в
целях реализации Концепции российского
образования на период до 2010 года», сказано:
«Федеральный Базисный учебный план для V–IX
классов ориентирован на 5-летний нормативный
срок освоения государственных
образовательных программ основного общего
образования» (Выделено мною. – О.К.). Возникает
интересная ситуация: предлагаемый новый
базисный план не соответствует государственным
образовательным программам по биологии и
географии, более того, он не соответствует
никаким действующим нормативным и учебным
материалам по этим предметам.
В период с 2001–2003 гг. в рамках проводимой
модернизации современного образования была
создана нормативно-правовая база содержания
образования, в том числе по биологии и географии.
Лишь два года назад разработаны новые концепции
содержания школьной биологии и географии.
Разработаны пакеты учебных программ, созданы
комплексы учебно-методических материалов,
включающие в себя учебники и рабочие тетради,
лабораторные, практические и итоговые
проверочные работы, методические пособия для
учителей. Это не просто материалы, а материалы,
утвержденные и рекомендованные Министерством
образования, к использованию в школах РФ. Среди
нормативных документов разработаны минимумы
содержания образования по всем предметам, в том
числе биологии, географии и обществоведению
(которое авторы БУПа тоже предлагают подвергнуть
существенной перекройке), наконец, разработаны
проекты Стандартов содержания образования по
предметам, полным ходом осуществляется работа по
ЕГЭ. Заметим еще раз: все эти нормативные,
учебные и учебно-методические материалы
разрабатывались при действующем министре
образования В.М.Филиппове уже в соответствии с
новой Концепцией модернизации российского
образования до 2010 г. (Кстати, на разработку
перечисленных материалов уже затрачены немалые
государственные средства.)
Сам текст документа, разосланного в органы
управления образованием, свидетельствует об
очевидной непродуманности предлагаемых
изменений в сетке часов. Еще раз обратимся к
оригиналу министерского документа: «Учебный
предмет «Биология» сокращен на 2 часа за счет
существенной разгрузки его содержания по
разделам ботаники и зоологии в федеральном
компоненте государственного стандарта общего
образования. Одновременно в данном учебном
предмете расширен содержательный модуль
«Человек». Во-первых, федеральный компонент
государственного стандарта общего образования
по биологии разрабатывался из расчета на
существующее в действующем базовом плане
количество часов на изучение предмета (2 часа в
неделю, 70 часов в год); во-вторых, как можно
осуществить разгрузку содержания и сократить
часы, расширяя при этом содержательный модуль?
Мотивировка сокращения часов по географии в
проекте нового БУПа следующая: «Учебный предмет
«География» сокращен на 2 часа за счет перевода
части его содержания (элементы
экономико-политического содержания) в учебный
предмет «Обществоведение». Что подразумевают
анонимные авторы (или автор?) под «элементами
экономико-политического содержания», например, в
курсе география 6 класса? Шестиклассник изучает
рельеф, погоду и климат, океаны, моря и реки и т.д.,
так как основными объектами изучения являются
географические оболочки Земли и явления, в них
происходящие. Из всего содержания географии 6
класса к «элементам экономико-политического
содержания» можно условно отнести лишь
политическую карту мира, на знакомство с которой
отводится до 5 учебных часов. Если речь
действительно идет лишь о «переводе части
содержания», то почему учебное время на изучение
географии предлагается сократить ровно в два
раза? В пояснении к проекту Базисного плана даже
предлагаются вопросы для обсуждения, в их числе и
такой: «Есть ли необходимость в названиях
отдельных учебных предметов указывать в скобках
элементы их содержания (например:
“Обществоведение” (включая экономику и право)»?
Абсолютно частный на первый взгляд вопрос. Но
только на первый взгляд, потому как получается,
что эти пояснения крайне необходимы для самих
составителей, чтобы хоть примерно представлять
содержание изучаемых в школе предметов.
Трудно представить, чтобы составители Базисного
учебного плана ставили своей задачей
уничтожение в основной школе
естественно-научного образования посредством
уничтожения географии и биологии как школьных
предметов. Может быть, все проще, может быть, главное
показать вышестоящему начальству,
что модернизация образования идет,
более того, активно идет, и свидетельство тому –
новый, с изменениями в распределении часов
учебный план? Как отчитывались в доперестроечную
эпоху, «выделенные государственные средства
освоены». Если действовать в этой логике, то чем
кардинальнее изменения, тем глубже видимость
модернизации. Процесс, как говорится, пошел! Очевидно,
что одной их характерных особенностей нашего
общества становится все более востребованный
непрофессионализм. Для модернизации и
реформирования то одной, то другой отрасли –
будь то материальной или социальной сферы –
стало модным приглашать людей со стороны,
которые, дескать, «внесут свежую кровь
заскорузлым в косности профессионалам». Беда не
обошла стороной и народное образование, и
предложенный к обсуждению новый базисный
учебный план – тому яркое подтверждение. Позиция
его составителей очевидна: для участия в
модернизации школьной географии не надо
привлекать ни ученых-географов, ни
географов-методистов, авторов учебников и
учебных пособий, ни географов-учителей; для
участия в модернизации школьной биологии
никакие биологи не нужны, потому как будут
защищать свои интересы. Действительно будут
защищать! Потому что обладают для этого
профессиональными научными и практическими
знаниями, потому что не понаслышке знают
школьные проблемы, потому что работают в
реальных существующих школах с реальными детьми
и подростками. Старая истина о том, что
«пирожнику, тачающему сапоги» не нужен
работающий рядом мастер-сапожник,
подтверждается в очередной раз. В какую эпоху мы
живем? В эпоху информационных технологий и
модернизации образования?.. Или в эпоху
воинствующего непрофессионализма! Под лозунгом
модернизации содержания образования на самом
деле осуществляется уничтожение
естественного научного образования,
современный ученик лишается права получения
полноценных знаний в области биологии и
географии. Жаль, что имена авторов бездумного
проекта, возможно, членов очередного и при этом
бессчетного ВНИКа, в очередной раз «остаются за
кадром».
Необходимо отметить, что крайне недальновидно
сводить обсуждение проекта нового БУПа только к
проблемам географии и биологии. Вряд ли можно
радоваться за коллег-обществоведов неожиданно
случившейся прибавке учебных часов на изучение
обществознания, если часы эти предстоит
наполнять несуществующими «элементами
экономико-политического содержания», якобы
изъятыми из курса физической географии 6 класса и
географии материков и океанов (страноведения).
Если безграмотно обоснованные изменения
количества учебных часов в отношении одних
школьных предметов будут безропотно приняты, то
в новом БУПе станут возможны любые изменения в
отношении любого предмета в угоду новой
конъюнктуре или для самоутверждения очередного
анонимного реформатора. Проект нового базисного
плана действительно требует профессионального и
общественного обсуждения.
* БУП – базисный
учебный план, аббревиатура современного периода
модернизации российского образования.
** ШКРАБ – школьный работник, учитель,
аббревиатура 20-х – начала 30-х гг.
По мнению ряда филологов, тяга к сокращению слов
объяснялась в те времена не только экономией
времени, но осознанной целью изменить смысл
имени путем незаметного отсечения ассоциативных
связей каждого лексического элемента
сокращенного слова. Школьный работник и (или)
учитель, как говорится, почувствуйте разницу.
Давайте обсуждать проект нового
базисного плана и последствия, к которым
приведет его возможное принятие:
1. Проект БУПа противоречит всем
существующим нормативным, учебным и учебно-методическим
материалам по биологии и географии,
разработанным в рамках Концепции модернизации
образования, в том числе:
– не соответствует государственным программам
по биологии и географии для основной школы;
– не соответствует ни одному из учебников и
учебных пособий по биологии и географии для
основной школы, имеющих гриф МО «Рекомендовано»
и «Допущено» и включенных в Перечень учебных
изданий для общеобразовательных учреждений на
2003/04 учебный год;
– в рамках часов, определенных новым БУПом,
невозможно обеспечить качественное усвоение
знаний и выполнить государственный минимум
содержания образования;
– учащиеся 6–9 классов лишаются права на
получение полноценных знаний по географии и
биологии в рамках основного общего образования. (Невозможность
качественного изучения основ предметов в 6–7
классе ставит под сомнение качество изучения
этих предметов в 8–9 классах.)
2. Механическое в два раза сокращение учебных
часов на изучение предмета в основной школе
приводит к уничтожению предмета.
3. Общая неэффективность одночасовых предметов
неоднократно обосновывалась педагогической
наукой и подтверждалась практикой обучения.
4. Сокращение часов на изучение географии и
биологии в основной школе напрямую затрагивает
интересы тысяч учителей.
В школах с большим количеством учащихся и
соответственно числом классов в параллелях
достаточно часто наблюдается разделение часов
географии и биологии между учителями, в текущем
учебном году кто-то преподает в 6–7 классах, кто-то
в 8–9-х. В этом случае рабочая нагрузка учителя 6–7
классов автоматически сокращается в два раза.
Во многих педагогических институтах и
университетах выпускник получает специальность
«учитель географии и биологии», и есть немало
учителей, особенно в сельских школах и в малых
городах, которые ведут оба предмета. Рабочая
нагрузка и заработная плата лиц, работающих по
данной специальности, дважды сократится в два
раза.
Фактически речь идет о лишении учителей
возможности заниматься своей профессиональной
деятельностью.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|