Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №58/2003

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
МАЛЕНЬКИЙ ТРАКТАТ 

Нина КАШИНА

Крашеные макароны на персональной выставке

Что получается, когда честолюбие родителей обгоняет возможности детей

В каком-то давнем интервью мама известного эстрадного певца вспоминала, что однажды в раннем детстве ее гениальный сын удивил всех – покрасил акварелью сваренные наши российские макароны (не помню, съездили ли они до того за границу, где их угощали невиданным разноцветным гарниром, или кто привез этот диковинный продукт как гостинец). Все гости ахнули и поразились его ранней гениальности. А я подумала, что моя бабушка, не раздумывая, дала бы юному гению затрещину, чтобы неповадно было портить харч, моя мамочка заставила бы гения съесть эти макароны (акварель тогда считалась безвредной для здоровья, да и сейчас так думают), поскольку грех глумиться над едой. Я и сама обругала бы собственных детей, если бы они пустились в подобные эксперименты. Портить еду ради развлечения, ради прикола не могла и не могу позволить, это как на хлеб ногой наступить. Может, потому мои дети не будут звездами эстрады, а их гонорары – эх! – будут на гроздь нулей меньше.

...Однокурсница позвонила: надо помочь сделать пресс-релиз, найти концепцию для персональной фотовыставки ее 16-летней дочери. Сроки поджимают: зайчик скоро едет отдыхать, а выставка уже заявлена в начале осени, пора афиши печатать.
Однако надо так надо! Приехала посмотреть работы: вынимай, зайчик, все! Горы альбомов, пачки фотографий – все цветные, из ателье. Рассматриваю вынутое: немножко окна, немножко закаты из окна, немножко развалины ближнего Подмосковья, немножко дальняя заграница, немножко деревья... Местами неплохо и очень знакомо, все фотографы начинают одинаково. Ходит дитя с хорошим аппаратом, в котором хорошая пленка, и нажимает-нажимает-нажимает кнопку, потом отдает отснятое в печать и рассматривает горы снимков.
Людей и лиц там очень мало – они ей неинтересны. На всю гору одна фотография мамы, полторы папы (снимала развалины, а папа присутствовал в качестве сопровождающего и в кадр к развалинам попал почти случайно), несколько костюмных срежиссированных портретов хорошенькой кузины, несколько изысканных автопортретов, ни одной фотографии бабушки, кстати очень фотогеничной.
Задача – просеять весь этот объем прицельно, придумать концепцию выставки, ее название, отразить кредо в пресс-релизе, сочинить афишу и подготовить сам материал: отобрать 30–40 приличных работ, заказать их в большом формате (не менее 1000 деревянных), заказать к ним фирменные паспарту (пока цена неизвестна). Мама продумала все, все просчитала, везде узнала расценки, даже знает, что можно получить 20% скидки, если использовать знакомых художников с членским билетом. Выставку придумала и договорилась с приличным залом тоже мама, она же оплачивает совсем не дешевое хобби дочери, обижаясь, что бывший муж не берет на себя хотя бы эти расходы.
Теперь нужна идея. А ее нет, если только не вспоминать акына, который, что видит, о том и поет. Да что идея, если и самих работ сколько-нибудь интересных катастрофически мало.
Зачем маме выставка, мне понятно. Девочку пора выводить «в люди», т.е. в творческие вузы (а куда же еще?), а там, в творческих вузах, считают количество и уровень персональных выставок.
– Зачем дочери своя выставка? – спрашиваю в лоб уже грубо, прямо, по-стариковски.
– Хочу увидеть все целиком!
– Так разложи на полу да посмотри! Слава Богу, квартира большая.
– Нет, хочу, чтобы другие увидели красоту!
– Спасать мир? Этой вот красотой? (Я уже сильно злюсь.)
– Но у меня же будут и другие выставки! Эти работы будут готовы и очень пригодятся!
(Далее идет перечисление, где будут проходить эти выставки. Я злюсь уже совсем всерьез.)
– Так работай! Много и вдохновенно! Иначе откуда они возникнут! (Может, дело в том, что мне встречалось немало по-настоящему талантливых взрослых и невзрослых фотографов, которые действительно делали шедевры, но так и не озаботились организацией персональной выставки – все как-то не до того, честолюбия, очевидно, не хватает или времени.)
Короче, вот вам ситуация: время поджимает, мама дергается, зайчик привычно ждет, когда все по обыкновению само выстроится и у нее приключится еще и персональная выставка. Эта идея ей нравится. А у мамы куча своих дел, неприятностей, надо деньги ковать, в конце концов. Мама очень устала и начинает – редкий случай – обижаться на дочь: могла бы и пальчиком шевельнуть для своей славы, ведь мама все по жизни делала и делает сама.
А я, как всегда, пытаюсь развести ситуацию (маму мне жалко – надрывается человек, никого не слушает: то ее дитя гениальный музыкант, то композитор, то компьютерный дизайнер, теперь вот фотохудожник!), а сама думаю. Думаю, что я не мать, а ехидна! Что если бы десятую часть подобных усилий я обратила на собственных детей, дуя им в паруса, каких бы высот они достигли! Что все их детство я не давала им тратить даже пленку (слишком дорогое развлечение на наши зарплаты!): бабушку рядом с дедушкой снял – хорошо, братцу портрет сделал – отлично, а кошка обойдется, надо еще Митрофаныча щелкнуть. Оговаривала каждый кадр, вечно ругала за излишества и серии бесконечных закатов из окна. «Что толку в бесконечных развалинах или облаках, когда живые люди уходят, не оставив свой отпечаток на память!» – кричала я и сама снимала только лица. Рассматривала фотографию как средство запечатлеть историю, а не как способ самовыражения и поиска. Может, я и в этом прищемила своих юных гениев? Может, надо было на любой кадр цокать языком, вставлять в раму, говорить, что это гениально, и убедить в этом остальных? Опять макароны!..
Не раз видела выставки, где художественно обеспеченные родители (обычно с потомственным членством в разных союзах) выставляли опусы грудных младенцев: берется настоящий холст, настоящие краски, и ребенок упражняется в размазывании и разбрызгивании краски по холсту, потом эти шедевры по всем выставочным законам оформляются и предлагаются публике. Вот вам и персональная выставка. Дитя растет, а выставки накапливаются. Вот вам и имя, вот вам и послужной список к моменту поступления в учебное заведение. Жалко только, что люди, действительно рисующие, чувствуют себя неуютно в художественных лавках, где продают кисти и краски, – дорогое это стало удовольствие, если не на продажу.
...Другая моя однокурсница тоже растит дочь в одиночку. Трудно растит, без излишеств, поставив на себе крест, работая на нескольких работах и отказывая себе в необходимом. Но! При встрече показывает толстую папку.
– Что это?
– Портфолио!
– Что-что?!!
Оказывается: для своей дочери она заказала настоящий портфолио у профессионального фотографа! Рассматриваю большие цветные фотографии из папки: ее лягушонок (милейший ребенок в стадии несоразмерных рук-ног) во всех видах: на каблуках, в декольте, в разных взрослых позах, с немыслимой прической. За эту папку Ольга заплатила две или три сотни долларов. Это при ее-то доходах!
– Это портфолио! Ты не понимаешь! Теперь каждая девочка мечтает о собственном портфолио. У них в классе все сделали. Просто у тебя мальчики, ты не знаешь...

Раньше взрослые на каждом шагу нам внушали, что «без труда не вынешь и рыбку из пруда» и «я – последняя буква в алфавите», теперь юным со всех сторон кричат, что самое важное – пролезть наверх, схватить за хвост птицу удачи, а как ты это сделал – дело десятое! Раньше учили: «По одежке протягивай ножки», «По Сеньке и шапка», а теперь: «Имидж – все!». Главное, чтобы тебя заметили, чтобы выделиться в толпе хоть чем-нибудь, продаться подороже, пролезть наверх, где все живут легко, с приколом, где не сеют, не жнут, а сплошной карнавал и раздача бонусов. И выделяются, и продаются, а вместо карнавала и бонусов получается что-то совсем другое: форма вроде и есть, а содержание куда-то делось. Пусто.
Надо ли «раскручивать» юные дарования, возносить их до того, как они поднимутся сами? Честолюбие родителей обгоняет возможности детей. Нет времени ждать, когда они наполнятся смыслом сами. Это как бройлеров выращивают на гормональных добавках, поскольку нужен привес, а не здоровье цыпленка, и как можно быстрее.
Все чаще говорят об одаренных детях. Чаще всуе и подменяя понятия – говоря одно, думая другое, а делая третье. По-настоящему одаренными детьми занимаются единицы, это очень трудно, поскольку таким детям нужны действительно одаренные педагоги. А где их столько взять – талантливых и добрых?
А вот выращивать гениев на продажу – это совсем другое дело.

...Красить макароны я и внукам вряд ли позволю. А с фотографированием все изменилось с тех пор, как в доме появился цифровой аппарат (я согласилась на него только потому, что сразу виден результат и можно не жалеть пленку). Полная свобода: снимай, пока батарейки не сядут (есть запасные) или память не истощится (есть запасная) – и каждый день приносит охапку снимков в компьютере. Проглядывая накопленное за день, я вижу, где и с кем бывали мои детки, что им встретилось, как они на это посмотрели.
Наконец-то и я сама могу идти по дорогам и снимать все подряд: мошку, кошку, дорожку; листы, мосты, кусты. И всех пришедших к нам в дом. И всех встреченных в гостях и на разных сборищах. Оказывается, мне страшно этого не хватало в нашей экономной жизни. А сделанную в компьютере выставку можно немедленно послать приятелю, который оценит твое творчество однозначно положительно, поскольку сам балуется фотографией.
Младшему уже можно делать настоящую выставку хоть сейчас. А макароны красить – никогда!..


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru