РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ В ИНТЕРНЕТЕ
Консультант –
Ирина ХОМЕНКО,
к.п.н., доцент кафедры педагогики РГПУ им.
А.И.Герцена
Санкт-Петербург
Запрет на непредсказуемость
Как использовать правила дорожного
движения в семейной жизни?
Катерина. Наш ребенок никак
не хочет с нами договариваться. Пробовали и так, и
эдак – ни на что не соглашается. Например, я спать
хочу, и мне нужна подушка, с которой он играет, а
он не отдает. Дело доходит до истерик. Мы с мужем
просто не знаем, как поступать. Действовать
насильно? Уступать? Плакать при нем, чтоб ему нас
жалко стало?
Скажите, пожалуйста, как научиться
договариваться с ребенком и, главное, как его
этому научить?
Ирина ХОМЕНКО. В подобных случаях
хорошо подходит идея Правил Дорожного Движения
(ПДД).
Если вы помните, в ПДД четко отрегулированы права
и обязанности всех участников дорожного
движения. Человек, намеревающийся водить машину,
сдает экзамен, то есть он соглашается с этими
условиями. И хорошо представляет себе
ответственность – свою и других.
Поэтому для начала надо бы разобраться в системе
отношений внутри семьи: что принято, что не
принято, что будем делать, что не будем делать и
какие последствия того или иного
делания/неделания могут наступить.
Если ребенок точно знает, что в ответ на его “Не
отдам!” есть ваше “Не помогу! (не почитаю, не
поиграю и т.д.)», он очень быстро поймет
взаимосвязь прав и обязанностей, желаний и
ограничений. Ему может открыться, что родители
тоже люди.:)
Частенько “приватизация подушек” связана
именно с тем, что ребенок считает, что другие
вообще не имеют никаких потребностей, а лишь
хотят повредничать. Актуализация чужих
потребностей становится понятна лишь тогда,
когда ребенок встает в иную позицию и начинает
понимать и чувствовать все на собственном опыте.
Второй момент в этих же ПДД – это поведение
участника движения на дороге и своевременное
предупреждение о своих намерениях.
Допустим, если вы решили повернуть направо,
сначала включаете правый поворот, а потом
совершаете маневр. И другие участники могут
своевременно подготовиться к вашему маневру –
перестроиться в другой ряд, притормозить и т.д.
Проводя аналогию с ребенком, можно действовать
точно так же: сначала предупреждаем (“включаем
поворотник”, даем время на “подстройку”), а
потом совершаем действие.
Маленькие дети не могут (объективно) перестроить
свою деятельность мгновенно. Им нужен некоторый
люфт, чтобы плавно завершить свое занятие. Тогда
у них есть ощущение, что они сами (добровольно)
совершили то, о чем вы их попросили. Если же
взрослые прерывают планы малыша неожиданно, то
тут-то и начинается протест.
В нашей семье этот метод всегда работал
прекрасно, и со временем я уже точно знала, за
сколько минут нужно предупредить малыша о том,
что пора заканчивать игру или пора отдать мне
подушку. “Ты еще поиграй с ней 15 минут, а потом
мне отдашь, ладно? Я спать пойду, мне без подушки
неудобно”. Часто помогали часы: “Вот, поиграй,
пока стрелочка до этой цифры не дойдет, а потом
пойдем мыться и спать”.
Но этот метод работает, если:
а) ребенок знает, что вы всегда сдержите свое
слово;
б) ребенок знает, что вы себя тоже можете
ограничивать;
в) у ребенка есть иные возможности проявить свою
самостоятельность и взять «руль» в свои руки
хотя бы в некоторых областях собственной и вашей
общей жизни.
Итак, три идеи для формирования умения
договариваться:
1. Идея Баланса (наличие не только прав, но и
обязанностей; учет прав и мнений не только
взрослых, но и детей во всех сферах жизни семьи).
2. Идея Последовательности.
3. Идея Своевременности.
Успехов!
По материалам сайта www.inter-pedagogika.ru
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|