Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №58/2003

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ЦВЕТ ВРЕМЕНИ 
 

Андрей ПОЛОНСКИЙ

Только не надо вспоминать о Сизифе…

Несколько старых идей в новой интерпретации

ДЖОЗЕФ ТЕРНЕР.  ОСНОВАНИЕ КАРФАГЕНА

ДЖОЗЕФ ТЕРНЕР. ОСНОВАНИЕ КАРФАГЕНА

Была в культуре финикийцев одна особенность: она не интересовалась ничем, кроме сиюминутного комфорта, кроме потребления. Финикийские торговые города Тир и Сидон, колонией которых стал Карфаген, породили очень развитую цивилизацию. Здесь изобрели алфавит, опробовали множество технических изобретений. Финикияне были превосходными мореплавателями, ловкими политиками, легко учили иностранные языки. Но они не оставили никаких свидетельств о том, что их хоть каким-то образом занимала оборотная, нематериальная сторона мира. В Карфагене почитали излишними и нетактичными разговоры о смысле смерти. И соответственно размышления о смысле жизни. Карфагеняне не знали эпоса, поэзии, философских трактатов, любовных писем, сентиментальных исповедей. Зато множество экономических рекомендаций, хозяйственных распоряжений и сложных взаиморасчетов…
Впечатляет и финикийская религия. Она целиком выстроена на торговле. Милость богов покупается как товар, нет ни малейшего представления о том, что боги хоть как-то связаны с истиной. Вообще ни слова об истине. Честность, трудолюбие, в крайнем случае пристрастие к семье – вот они, достоинства карфагенянина.
Обе культуры, и римскую, и карфагенскую, можно назвать гуманистическими, гражданскими, даже антропоцентрическими. Человек стоит в центре Вселенной. Для него сияют в небе звезды и трудятся боги. Но тогда, когда римлянин восхищается подвигами, доблестью, готовностью к самопожертвованию, карфагенянину важен только успех.
И беда в том, что современное общество – в лице лояльных ему индивидуумов – тяготеет к карфагенскому идеалу.

В чем достоинства строгой иерархии? Кто бы я ни был, рядом стоит некто выше меня.
В феодальную эпоху послушный крестьянин уважал своего барона. Барон – герцога. Герцог – короля. И сам король, перемежая непотребства и подвиги, думал прежде всего о славе. О героях былых времен. О Боге или о папе, в конце концов, если речь идет о Западе.
Но и тот, кого тошнило от всех этих лестниц власти и подчинения, авторитета и закона, тоже имел веские основания для своего нон-конформизма. Он опирался на нечто большее, чем он сам, чем процветание его семьи. На представление о справедливости – как минимум. На представление об истине – как максимум.
Господствовала неопровержимая логика: послушен я или бунтую, у моего послушания, как и у моего бунта, должен быть идеал, за который я готов жертвовать, порой всей системой представлений о жизни и – самой жизнью.
Эта иерархическая система оказалась плохо приспособлена к быстро изменяющимся социальным условиям. Ее недостатки стали продолжением ее достоинств. Говорят, она недоучитывает реальную человеческую природу. Можно сказать иначе. Она работает только тогда и там, где идет игра по гамбургскому счету, где во главу угла берутся добродетели и достоинства, а не слабости и пороки.

Современное посткапиталистическое общество – своего рода зеркальное отражение иерархической системы. Там, где ассигнации, пустые бумажки с условной ценностью, служат универсальным общественным регулятором, не обольщаются относительно человеческой природы. Напротив, стремятся создавать такие механизмы самоорганизации, которые функционируют вне зависимости от этических требований. Остается одна-единственная задача – самосохранение, один-единственный принцип – целесообразность.
Говорят, моя свобода кончается там, где начинается свобода другого. Но это только в том случае, если у меня к другому нет никаких требований и никаких претензий. Полное равнодушие.
Реально же в обществе равных возможностей, где каждый призван чувствовать, что он ни чем не хуже соседа, главным двигателем перемен, моторчиком хозяйственного, социального и политического развития становится банальная зависть. Западная цивилизация уже несколько десятилетий живет в условиях, когда необходимого продукта хватает на всех с избытком. Чтобы избавиться от финансового застоя, от материальной стагнации, ей необходимо плодить потребности. Приумножать и детализировать их.
Быть может, чисто умозрительно существует и другой путь, связанный с перенесением центра тяжести общественной жизни в нематериальные сферы. Но пока это только утопия. Ибо сначала должны уйти от власти деньги. Деньги, которые хотят новых денег. А они никогда не уйдут без боя.

НЕИЗВЕСТНЫЙ ФОТОГРАФ. ОТКРЫТИЕ СУПЕРМАРКЕТА

НЕИЗВЕСТНЫЙ ФОТОГРАФ. ОТКРЫТИЕ СУПЕРМАРКЕТА

Последние столетия происходят поразительные изменения в самом существенном – в нашем представлении о самих себе. Не будем говорить даже об ограниченности антропоцентризма, о том пределе человеческой самости, который был положен христианской верой. Но и на другом полюсе общественного сознания, где человеческий опыт считается окончательным мерилом и принципиальной ценностью, оказались на диво смещены акценты и перемешаны вешки.
Человек – титан, преобразователь мира, говорил Пико делла Мирандолла. Он, как и Солнце, призван стоять в центре мироздания, вторил ему Джордано Бруно. И это был гуманизм эпохи Возрождения.
Используем наши знания о солнце во имя счастья всех людей на земле, подпевал этой героической песне отравленный просвещенческими идеями XIX век. Пусть брат послужит брату до основанья, и затем... захлебывался он в кровавом оргазме революций и социальных утопий.
Прогресс налицо. Все очень хорошо устроилось. И каждый может добиться для себя вкусного комфорта, не ущемляя интересов окружающих, – подытожило современное общество опыт предшествовавших поколений. Не надо делать лишних движений. Это больно, это опасно.


В Риме, в истории длящегося Рима им было неуютно. От них все время чего-то хотели. И они возвращаются. Обычные люди, обыватели. Они строят Новый Карфаген. В хорошем климате. В обустроенном космосе. То есть почти повсюду. Всемирный Город, так пригодный для жизни: супермаркет, общественный и личный транспорт, компьютерная сеть, медицинское страхование, психологические тренинги.
Я ничего не имею против. Я сам предпочитаю BMW велосипеду (сказал, и захотелось подумать, так ли это? – но определенно мог бы предпочесть). Я не хочу, чтоб люди истребляли друг друга из-за религиозного догмата или привычки чистить зубы перед сном. Я – один из нас, такой же, как все…

Но в один прекрасный день какой-нибудь оголтелый безумец развяжет Четвертую Пуническую войну. И она пройдет через каждое человеческое сердце.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru