ЦВЕТ ВРЕМЕНИ
Рим и Карфаген
(отрывок)
Ничего на свете не боялся Карфаген,
кроме Карфагена. Его подтачивал дух, очень
сильный в преуспевающих торговых странах и всем
нам хорошо знакомый. Это – холодный здравый
смысл и проницательная практичность дельцов,
привычка считаться с мнением лучших авторитетов,
деловые, широкие, реалистические взгляды. Только
на это мог надеяться Рим.
Простой, практичный карфагенянин, как ему и
положено, смотрел в лицо фактам и видел, что Рим
при смерти, что он умер, что схватка кончилась и
надежды нет, а кто же будет бороться, если нет
надежды? Пришло время подумать о более важных
вещах. Война стоила денег, и, вероятно, в глубине
души дельцы чувствовали, что воевать все-таки
дурно, точнее, очень уж дорого. Пришло время и для
мира, вернее, для экономии. Ганнибал просил
подкрепления; это звучало смешно, это устарело,
на очереди стояли куда более серьезные дела... Так
рассуждали лучшие финансовые авторитеты,
отмахиваясь от новых и новых тревожных и
настойчивых просьб. Из глупого предрассудка, из
уверенности деловых обществ, что тупость –
практична, а гениальность – глупа, они обрекли на
голод и гибель великого воина, которого им
напрасно подарили боги.
Почему практичные люди убеждены, что зло всегда
побеждает? Что умен тот, кто жесток, и даже дурак
лучше умного, если он достаточно подл? Почему им
кажется, что честь – это чувствительность, а
чувствительность – это слабость? Потому что они,
как и все люди, руководствуются своей верой. Для
них, как и для всех, в основе основ лежит их
собственное представление о природе вещей, о
природе мира, в котором они живут; они считают,
что миром движет страх и потому сердце мира –
зло. Они верят, что смерть сильнее жизни и потому
мертвое сильнее живого. Вас удивит, если я скажу,
что люди, которых мы встречаем на приемах и за
чайным столом, – тайные почитатели Молоха и
Ваала. Но именно эти умные, практичные люди видят
мир так, как видел его Карфаген. В них есть та
осязаемая грубая простота, из-за которой
Карфаген пал. Он пал потому, что дельцы до безумия
безразличны к истинному гению. Они не верят в
душу и потому в конце концов перестают верить в
разум. Они слишком практичны, чтобы быть
хорошими; более того, они не так глупы, чтобы
верить в какой-то там дух, и отрицают то, что
каждый солдат назовет духом армии. Им кажется,
что деньги будут сражаться, когда люди уже не
могут. Именно это случилось с пуническими
дельцами. Молох сожрал своих детей.
Боги ожили снова, бесы были разбиты. Их победили
побежденные; можно даже сказать, что их победили
мертвые. Мы не поймем славы Рима, ее
естественности, ее силы, если забудем то, что в
ужасе и в унижении он сохранил нравственное
здоровье, душу Европы. Он встал во главе империи
потому, что стоял один посреди развалин. После
победы над Карфагеном все знали или хотя бы
чувствовали, что Рим представлял человечество
даже тогда, когда был от него отрезан. Тень упала
на него, хотя еще не взошло светило, и груз
грядущего лег на его плечи. Не нам судить и
гадать, каким образом и когда спасла бы Рим
милость Господня; но я убежден, что все было бы
иначе, если бы Христос родился в Финикийской, а не
в Римской империи. Мы должны быть благодарны
терпению Пунических войн за то, что через века
Сын Божий пришел к людям, а не в бесчеловечный
улей.
Врагу, а не сопернику отказывались поклониться
римляне. Не о хороших дорогах вспоминали они и не
о деловом порядке, а о презрительных, наглых
усмешках. И ненавидели дух ненависти, владевший
Карфагеном. Мы должны им быть благодарны за то,
что нам не пришлось свергать изображения Венеры,
как свергли они изображения Ваала. Благодаря их
непримиримости мы не относимся непримиримо к
прошлому. Смех и печаль соединяют нас с древними,
нам не стыдно вспомнить о них, и с нежностью видим
мы сумерки над сабинской фермой и слышим
радостный голос домашних богов, когда Катулл
возвращается домой, в Сирмион: “Карфаген
разрушен”.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|