Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №58/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

Публикация статьи произведена при поддержке компании «Катрин Миллер». Компания «Катрин Миллер» предлагает по выгодной цене купить высококачественную одежду для детей. В широкий ассортимент предлагаемой продукции входит школьная форма, зимние куртки, комбинезоны, костюмы для выпускного, плащи, жилеты, и другая детская одежда. Для того, чтобы купить одежду марки «Катрин Миллер», вовсе не обязательно тратить свое время на поход в магазин. Созданный специально для Вашего удобства интернет-магазин компании «Катрин Миллер», который располагается по адресу katrin-miller.ru, позволит осуществить покупку, не покидая кресла за Вашим компьютером.

ШКОЛЬНЫЙ ФОРМАТ 
 

Анастасия ЖИДКОВА,
Елена КАРТАШОВА

“За” и “против” школьной формы,

или
Еще раз о проблеме, крепко шитой белыми нитками

В настоящее время вопрос о школьной форме не регламентируется ни на городском, ни на федеральном уровне. Принятый в 1992 году Закон “Об образовании” отменил единую школьную форму, разрешив школьным советам решать этот вопрос самостоятельно. Однако сегодня общественное мнение все больше склоняется к необходимости ее введения.

Традиции

Нельзя забывать, что Россия имеет богатый опыт ношения школьной формы. Так, до революции 1917 года детей дворян, крупных промышленников и интеллигенции можно было узнать по форме полувоенного характера: фуражка с эмблемой гимназии, гимнастерка, шинель, куртка со стоячим воротником, брюки, черные ботинки, ремень, выходной однобортный мундир, ранец. Дети бедных родителей, рабочих, мелких служащих из всей формы носили только черные фуражки с красным кантом и околышем.
Платья и фартуки девочек были очень похожи на хорошо всем знакомую советскую форму для школьниц, но выполнена одежда благородных девиц была из ткани хорошего качества и выглядела более изящно.
А в известной своими традициями Японии фасон школьной формы не меняется уже более ста лет. Впервые ее стали носить студенты Токийского императорского университета в 1885 году. Быстрому распространению формы способствовало то, что она демонстрировала принадлежность к студенческим кругам, престижность которых и сейчас ни у кого не вызывает сомнений.
Японская школьная форма была заимствована из Европы в середине XIX века. Для мальчиков это черные брюки и черный, иногда темно-синий, глухой китель со стоячим воротником; а для девочек блузка и темно-синяя юбка-клеш в морском стиле. Ученики начальных классов большинства японских школ должны носить свои учебники и школьные принадлежности в ранцах, образцом для которых послужили удобные немецкие солдатские ранцы, оказавшиеся наиболее подходящими для детей. До недавнего времени ранцы были только двух цветов – черные для мальчиков и красные для девочек, сегодня расцветка школьных ранцев стала гораздо более разнообразной.
Однако современные студенты университетов форму носят неохотно, передав эту обязанность средним общеобразовательным учреждениям и клубам боевых искусств. В среде последних считается, что форма демонстрирует самоконтроль, стремление к соблюдению правил, силу.
Другие голосуют за форменную одежду как престижную. Студенты элитных закрытых учебных заведений всегда гордились своей формой. Будь то Царскосельский лицей или Смольный институт, закрытый пансион в Англии или элитная международная школа в США. Кстати, в консервативной Англии отсутствие одного из элементов форменной одежды у студента стало причиной его отчисления из университета. Все началось очень банально: студент не сдал зачет. Однако молодой человек не стал отчаиваться, а как истинный сын парламентаризма стал бороться за свои права. Он провел не один час в библиотеке и досконально изучил университетский устав, который не менялся несколько сот лет. Один из пунктов устава гласил, что студенту во время зачета должны подать чашку кофе и булочку. А это сделано не было, то есть единственная причина его столь несправедливого провала была найдена. На следующий день студент благополучно пересдал зачет и тем не менее был отчислен, так как бессовестно нарушил другой принципиальный пункт многовекового устава – он пришел на зачет без… шпаги!

Надежды

Стили, фасоны, традиции школьной формы разные, но мотивы, которые заставляют педагогов выступать за ее введение, одни и те же вне зависимости от экономических и культурных особенностей и географического положения. Согласно опросу Национальной ассоциации руководителей школ (NAESP) США, проведенному среди родителей и учеников:
– 75% школ считает, что школьная форма делает жизнь студентов более безопасной (меньше нападений с целью краж дорогой одежды);
– 80% школ убеждено, что форма улучшает школьную дисциплину;
– 75% учебных заведений полагает, что форма снижает нездоровую конкуренцию среди детей;
– родители считают, что форма делает более тесными отношения школы и дома;
– 52% учителей уверены, что благодаря форме атмосфера в школе становится более рабочей и усиливается желание детей учиться.
В России пока такие масштабные исследования не проводились, но отдельные выступления и замечания педагогической общественности можно считать знаковыми. Введение школьной формы, по мнению многих губернаторов и глав администраций, придаст ученикам “божеский” вид и заставит работать швейную и текстильную промышленность.
Представители многих московских школ считают, что введение школьной формы благотворно скажется на дисциплине учеников и таким образом повысит их успеваемость. От представителей администрации можно услышать, что форма дисциплинирует детей, создает рабочую атмосферу. В классе, где школьники одеты по-разному, подчеркивается социальное расслоение, финансовый статус, а это способствует неадекватной личностной самооценке ребенка. Благодаря форме дети чувствуют себя более равными в стенах школы независимо от того, из состоятельной они семьи или нет.
Особенно активно в защиту школьной формы выступают учителя начальных классов и родители малышей. Они убеждены в том, что форма вовсе не мешает творческому самовыражению детей, а, наоборот, способствует ему. Кроме того, по замечанию, одного заместителя директора по внеклассной работе, мальчикам-подросткам довольно сложно сосредоточиться на словах учителя, когда перед ними сидят их очаровательные одноклассницы в прозрачных маечках и юбочках а-ля набедренная повязка. Именно это стало одной из причин введения формы в этой школе. Школьная форма не позволяет ребятам отвлекаться на разглядывание, кто в чем сегодня пришел, исключает элемент соперничества в одежде. С другой стороны, по замечаниям педагогов, девчонкам надоело смотреть на вытянутые свитера и спортивные штаны своих одноклассников. По признанию мальчишек-подростков, в костюме они чувствуют себя «старше и немного солиднее». Строгие костюмы напоминают ребятам, что школа – это их работа, и создают совсем другое настроение, нежели «когда на тебе “трубы”».
Светлана Николаевна Гришина, завуч начальной школы № 963 Москвы, считает, что родителям введение школьной формы выгодно, ведь она удобна и практична, тем более что швейные предприятия предлагают несколько вариантов моделей по цене от 200 до 800 рублей, причем всех размеров, вплоть до 52-го. А удовлетворить постоянно возрастающие запросы детей в повседневной одежде могут далеко не все родители.

Форменное разнообразие

Пока федеральные власти не решились ответить на стоны педагогической общественности, ученые советы школ действуют самостоятельно. Так, многие школы из разных регионов Российской Федерации уже воспользовались своим правом и обязали учеников носить школьную форму.
В Хабаровском крае школьную форму ввели еще в прошлом году, правда, пока только для учеников начальных классов. Стоимость одного комплекта для девочки – 230 рублей, для мальчика – 320.
Директор Нижегородского областного департамента социальной защиты Борис Мохов – за введение формы для всех школ региона. По его словам, “даже в бедном Ардатовском районе дети ходят в школу, как на свадьбу”, а это нехорошо.
В иркутской гимназии № 25 уже почти 10 лет каждый класс ходит в своей форме. Это могут быть брюки и жилет, пиджак и юбка, сарафан, причем все самых разных цветов: серый, зеленый, синий, коричневый, черный – выбор за детьми и родителями. Однако очень яркие цвета недопустимы, равно как и брюки для девочек. Покупать ли одинаковые готовые костюмы в магазинах или заказывать в ателье, также решают родители.
В Адыгее хотят ввести форму с атрибутами национальной одежды. Форма есть и во многих школах
Калужской области. В
Подмосковье форма введена примерно в 30% школ. На собрании директоров всех школ подмосковного Чехова было принято решение о введении единой школьной формы. Теперь учеников этого города выгодно отличает деловой стиль одежды. В столице же форменный вопрос решить не так просто из-за большого количества и разнообразия специализированных школ, лицеев, гимназий, колледжей, у каждого из которых свое отношение к форме.
В Чувашии правительство взяло под контроль обеспечение школьной формой учеников, имеющих право на льготы. Средства выделяются из районных бюджетов за счет погашения задолженности по детским пособиям.
Администрация Алтайского края приняла постановление от 31 июля 2000 года о введении в средних образовательных учреждениях обязательной школьной формы «в целях социальной защиты, охраны здоровья учащихся, оказания поддержки остронуждающимся семьям в воспитании детей». Два миллиона рублей администрация Алтайского края намерена выделить на оплату формы для малоимущих.
Первоклассники из малообеспеченных семей города Богородска Нижегородской области школьную форму также получат бесплатно по специальным талонам.
Однако покупка школьной формы – крупная затрата не только для малообеспеченной семьи, но и для родителей среднего достатка, воспитывающих несколько детей. Надо заметить, что в столице одеть школьника дешевле, чем за 500 рублей, родителям вряд ли удастся.
Чтобы хоть как-то сократить поток жалоб на дороговизну формы, в ряде городов местные власти открывают сеть комиссионных магазинов. В них форма стоит на порядок дешевле. В то же время, отдав в комиссионку форму, из которой ребенок вырос (одежда, разумеется, должна быть в хорошем состоянии), родители частично смогут вернуть затраченные ранее средства.
Не дав окончательного ответа на вопрос, нужна ли сегодня единая школьная форма, федеральные власти тем не менее положительно оценивают проведение множества общественных акций, так или иначе популяризирующих идею возврата «одежды для школьников». Это новое, более лояльное определение сегодня принято официально, вероятно, чтобы уйти от приевшегося и в большинстве случаев воспринимаемого негативно советского определения.
Недавно в Интернете был проведен фотоконкурс «Школьная форма – вчера и сегодня». Современные школьники присылали фотографии своих прабабушек-гимназисток в форме начала прошлого века.
В рамках крупной ежегодной выставки «Школьный двор» проходят показы моделей одежды для учащихся. Свою продукцию здесь демонстрируют производители из множества регионов России.
Продавцы одежды для школьников отмечают интерес покупателей именно к отечественной продукции. Еще не так давно московские фирмы, специализировавшиеся на продаже школьной формы, привозили свой товар (юбка, жилет – для девочек и пиджак, брюки – для мальчиков) из Тайваня. Предлагаемую продукцию, различную по цвету и цене, хорошо знали во многих городах Подмосковья, в Орле и на Камчатке. Но сегодня многие фирмы-импортеры вынуждены прекратить свою деятельность из-за отсутствия спроса.
Несмотря на то что спрос на отечественную школьную форму сегодня довольно большой, в России не так много фабрик и магазинов, специализирующихся на изготовлении и продаже этой продукции. И все же почти в каждом регионе есть организации, пытающиеся решить эту проблему.
Большинство иркутских школ заказывают форму для своих воспитанников на швейной фирме “ВИД”, которая предлагает 22 модели одежды для мальчиков и 15 для девочек. В Сибири и на Дальнем Востоке “ВИД” – своего рода монополист, чья продукция известна и в Москве. В Чувашии лидирующими предприятиями являются “Рассвет” и “Паха тере”. А в Волгограде есть швейная фабрика, специализирующаяся на школьной форме не только для учеников, но и для учителей. Фирма «Мальвина», которая находится во Владимирской области, является одним из лидеров на рынке школьной формы Центрального округа России. Швейное объединение «Орел», что в Домодедове, обеспечивает школьной формой многие подмосковные общеобразовательные учреждения. А кемеровская швейная фабрика «Томь» одевает в свою продукцию школы целого ряда городов Кузбасса.
Интересно, что в США уже несколько лет школьную форму можно купить через Интернет. Потенциальный покупатель онлайнового магазина имеет поистине огромный выбор. Его вниманию представлены модели школьной формы, принятые в учебных заведениях по всей стране от Аляски до Техаса.
В некоторых странах СНГ в отличие от России пришли к тому, что проблема школьной формы должна быть решена на самом высоком уровне. Так, на Украине уже вступил в законную силу указ президента “О школьной форме для учащихся средних учебных заведений”. Вероятно, первыми начнут ходить в школьной форме малыши, а затем ученики средней школы и старшеклассники. Это делается для того, чтобы “уравнять внешний вид учащихся независимо от их социального положения”.
В Киргизии уже в течение нескольких лет воспитанники колледжей и частных школ ходят на занятия в красных пиджаках и цветных жилетках. Фабрика “Теским” в Киргизии, имеющая семидесятилетний опыт производства детской одежды, начала специализироваться на моделях для школьников.
В достаточно демократичном постановлении киргизского министерства образования “О введении школьной формы”, позволяющем ученикам и родителям самостоятельно выбирать фасон и расцветку школьной формы, категорически запрещается посещать занятия “в дорогой одежде и драгоценных украшениях”. Детям из малообеспеченных семей, не имеющих возможности оплатить форму, достаточно “белого верха и темного низа, а в холодное время года – однотонного пиджака или свитера”...
Сегодня ясно, что форма должна быть разной: ежедневная, праздничная, спортивная. Тогда автоматически снимается вопрос непрактичности нарядных костюмов. У ребят должны быть и форменные свитера и бейсболки, и даже форменные спортивные трусы. Эту форму будут любить и носить школьники. Именно так и происходит в западных частных учебных заведениях. Но вряд ли это разнообразие может стать ближайшей перспективой для отечественных школ.

Не до формы?

Скептические мнения по отношению к перспективе введения школьной формы имеют экономический характер. К сожалению, школьная форма не снимает проблемы социального неравенства, ведь дети всегда знают, насколько обеспечены родители их одноклассников. Это видно по ручкам, портфелям, часам, курткам и тому подобному. Некоторые родители сомневаются в экономичности школьной формы: ее покупка не снимает необходимости приобретения повседневной одежды. А ведь школьная форма не слишком дешевая, к тому же покупают ее обычно в розницу. В ряде случаев приобретение формы ложится на плечи директоров школ, которым также не приходится рассчитывать на большие скидки, возможные только при более масштабных, например общекраевых, заказах.
К сожалению, сейчас под предлогом введения школьной формы нередко решают чисто коммерческие вопросы – сбыт залежалого некачественного товара. Совершенно естественное негодование родителей вызывает не только цена, но и низкое качество материалов и пошива такой одежды. В один голос родители говорят о катышках, бахроме, о том, что к форме все липнет, а сама она плохо стирается и очень мнется. «Вот и мучаемся», – подытожила бабушка московского второклассника. А ведь только в прошлом году на классном собрании в приказном порядке было рекомендовано купить костюм в определенном магазине за 500 рублей. Сейчас в этом костюме ходить уже неприлично. Надо сказать, что многие родители готовы без посредничества школы купить даже более дорогие костюмы, лишь бы их дети хорошо выглядели. Однако в «своем» в школе ходить не разрешают, делают замечание.
Заместитель директора по воспитательной работе Московской международной гимназии Анатолий Подалко убежден, что есть много других, более серьезных проблем как в стране, так и в школе. Он как человек, 34 года проходивший в военной форме, не приветствует не только введение единой школьной формы, но и каких-либо других ограничений в одежде учащихся. Кроме того, по его мнению, различные по качеству модели формы усилят социальную дифференциацию между учениками элитных и общеобразовательных школ.
В школах с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла школьная форма будет мешать учебному процессу. У них и так существует специальная одежда для многих предметов, например: лепки, живописи, резьбы по дереву, бальных и спортивных танцев, балета и других занятий.
Для малообеспеченных семей приобретение школьной формы не является первостепенной задачей. Деньги, выделяемые им на покупку школьной формы, рациональнее было бы направить на обеспечение детей учебной литературой, которая им более необходима.
Юные модницы считают, что невозможно разработать форму, подходящую для всех: «Кому-то идет цвет, а кому-то нет, и фасон тоже может только портить фигуру. А когда свободная форма одежды, каждый выбирает то, что ему больше подходит». И как известно, многие дети терпеть не могут, когда им указывают, в чем ходить. Уж совсем категорически против высказываются подростки, внешний вид которых определяет выбранное ими музыкальное направление. Например, слушая рэп, ребята и в школе хотят носить черную бандану, широкие штаны и длинную футболку.
…Впрочем, от банданы до форменного пиджака не так и далеко, как это может показаться на первый взгляд. По мнению школьных психологов, тяга к внешней атрибутике – особенность детской психики вообще. Поэтому если школа любимая, то и школьную форму можно носить с не меньшим энтузиазмом, чем серьгу в ухе или «трубы»…


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru