Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №58/2003

Первая тетрадь. Политика образования


ИТОГИ ЕГЭ 

Леонид ПЕРЛОВ,
учитель высшей категории,
лицей № 1525
г. Москва

Эксперимент набирает ход

Но, похоже, теряет смысл

Проблема единого государственного экзамена включает в себя три взаимосвязанных вопроса. Во-первых, насколько целесообразно само его внедрение, в том числе в обязательном порядке для всех; во-вторых, возможность и своевременность его введения «здесь и сейчас»; в-третьих, качество и пригодность контрольно-измерительных материалов ЕГЭ.
Ответ на первый вопрос уже дан длительной и широкой практикой: единый экзамен применяется во множестве стран.
Сложнее со вторым вопросом. Единый экзамен существует не сам по себе. Он – элемент определенной образовательной системы. Наша система образования этого элемента пока не содержит. И сегодня мы наблюдаем попытку «встроить» в готовое здание дополнительный этаж, причем этаж отнюдь не верхний.
Введение единого экзамена часто и вполне обоснованно увязывается с профилизацией школьного образования в старшем звене. Однако, по моему мнению, профилизация должна предшествовать введению единого экзамена, а не наоборот. Только в этом случае будет реально работать аргумент о повышении качества подготовки будущих абитуриентов тех или иных вузов. Мы же видим попытки параллельного введения этих двух серьезнейших структурных новшеств. Причем и то и другое, естественно, нуждается для реализации в средствах, кадрах и времени. Попыток сделать все и сразу было много – результат во всех случаях не обнадеживает.
Кроме того, возникает вопрос: а кто будет реализовывать все эти новшества? – Учителя средней школы. Те самые учителя, дефицит которых общеизвестен, а профессиональная подготовка, к сожалению, часто оставляет желать лучшего.
В прессе многократно, в том числе из уст нашего министра, звучало заверение в том, что единый экзамен повысит шансы периферийных школьников на поступление даже в престижные вузы. Это сомнительно: ведь их подготовка, как правило, слабее, чем у школьников в больших городах. А ведь они сдали (возможно, с помощью добрых учителей) единый экзамен и уверены в своих знаниях и возможностях! Поставьте себя на место такого ребенка, который в сущности обманут собственными учителями!
Исходя из сказанного естественной представляется иная последовательность действий: подготовка и переподготовка учителей – профилизация старшей школы – введение единого экзамена.
В научной практике проведение эксперимента, особенно связанного с людьми, предполагает наличие контрольной группы. Это азбука научной методологии. Данные экспериментальной группы сравниваются с данными контрольной группы по заранее установленным критериям. Таким образом, оценивается относительная эффективность заключенной в эксперименте новации. В нашем случае контрольной группой естественным образом становятся все выпускники, сдающие экзамены по «классическому» варианту. При том что о едином экзамене опубликована масса материалов, среди них, как ни странно, я не встретил ни одной сравнительно-аналитической работы такого плана. Допускаю, что кто-то и где-то этим занимается, но почему же тогда мы не видим результатов этой работы? Подтверждают ли они эффективность введения единого экзамена в наших сегодняшних условиях? Если такая работа не ведется – рано говорить о необходимости повсеместного внедрения ЕГЭ!
Таким образом, введение единого государственного экзамена сегодня представляется преждевременным. Не готова для этого ни научная, ни организационная, ни, что особенно важно, кадровая база.
Что же касается качества экзаменационных (КИМ) материалов, во всяком случае по географии, они содержат такое количество неточностей и ошибок, что использовать их, по-моему, просто нельзя. Не вдаваясь в подробности, могу сообщить, например, что, с точки зрения разработчиков КИМов по географии, морские суда регистрируются в Либерии с целью экономии на зарплате моряков. Видимо, мировой торговый флот наполовину укомплектован именно либерийскими моряками! Интересно также узнать из сборника КИМов, что смертность в Люксембурге значительно выше, чем в Афганистане, а Узбекистан не имеет выхода к Аральскому морю. Стыдно перед детьми, уважаемые коллеги!
Однако один из руководителей нашего Министерства образования сообщил, что эксперимент набрал такой ход, что его уже невозможно прекратить. Представьте себе подобный аргумент водителя, увидевшего впереди яму, но не считающего нужным затормозить потому, что он, видите ли, набрал ход!
Боюсь, что подготовленные без должной тщательности, явно «сырые» экзаменационные материалы вкупе со структурными проблемами, о которых было сказано выше, могут привести и скорее всего приведут к дискредитации самой идеи единого государственного экзамена, идеи по сути своей здравой и правильной.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru