ТЕРРИТОРИЯ РИСКА
НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ:
о нем знают все, кроме тех, кто должен разработать
механизм защиты от произвола
Александра ЮДИНА,
Елизавета КИРНАС
Если бил не до смерти, значит,
просто воспитывал
В этом уверены не только насильники, но
и правоохранительные органы
В книге историка XIX века Николая
Костомарова «Домашняя жизнь и нравы
великорусского народа» рассказывается об одном
специальном письменном договоре, который
заключали родители невесты с будущим зятем,
чтобы он не бил жену. А сегодня?
Есть ли у нас в стране законы, способные
предотвратить насилие в семье, обеспечить защиту
самых уязвимых членов общества и профилактику
домашнего насилия? В принципе – да. Есть
федеральные законы «Об основных гарантиях прав
ребенка», «Об основах социального обслуживания
населения», «Об основах системы профилактики
безнадзорности и беспризорности». Россия
ратифицировала и несколько международных
соглашений, предусматривающих борьбу с семейным
насилием в его различных формах: «Конвенцию о
правах ребенка», «Конвенцию о ликвидации всех
форм дискриминации в отношении женщин»,
Декларацию ООН «Об искоренении насилия в
отношении женщин».
И что, все эти законы активно действуют и реально
способствуют искоренению и предотвращению
семейного насилия? К сожалению, нет.
Доктор политических наук Надежда Шведова
утверждает, что законы неэффективны только
потому, что позиция государства – намеренное
бездействие. Для предотвращения семейного
насилия нужна политическая воля, а ее нет. В
милиции в лучшем случае примут заявление от
пострадавшей, что муж опять ее избил. А то и не
примут, дав «добрый совет» решать свои семейные
проблемы самостоятельно, не отвлекая очень
занятых людей от серьезной работы. Ребенок же и
вовсе не знает, куда бежать, кому жаловаться, если
родители «учат» его ремнем и кулаками. Он даже не
подозревает, что в такой ситуации можно
пожаловаться.
Типичная картина: «Да разве я бил?! – возмущается
похмельный муж и отец, демонстрируя участковому
кулаки размером с дыню. – Кабы я ударил, их бы в
живых не было!». Действительно, в уголовную
статистику попадают лишь те случаи, когда
насильник убил или покалечил своих домашних, а
если бил не до смерти, это как бы не считается
побоями и истязаниями...
«Власть фактически поощряет насилие в семье, –
считает Надежда Шведова. – Тип принятых
гендерных отношений – это матрица
государственных властных отношений. Гендерный
паритет – объективная база демократии. Если
государство не заинтересовано в гендерном
паритете, в искоренении семейного насилия,
значит, оно заинтересовано в сохранении базы для
авторитарного режима».
Может, нам нужен специальный закон о запрещении
насилия в семье? Но такой закон – «О
социально-правовой защите населения» – уже был
однажды подготовлен и... отклонен Госдумой.
Почему?
«Потому что к проблеме семейного насилия в нашей
стране принято относиться
снисходительно-терпимо», – полагает Лариса
Алексеева, заведующая лабораторией социальной
работы с семьей НИИ семьи и воспитания РАО и
Минтруда России.
«Потому что у депутатов в голове то же самое, что
у обывателей, – вторит Алексеевой Элеонора
Иванова, президент Ассоциации «Конверсия и
женщины». Даже если этот закон будет принят, без
политической воли и реального финансирования он
ничего не изменит».
А демограф Анатолий Антонов убежден, что такой
закон окончательно подорвет права родителей и
права главы семьи, защитника и кормильца. Вот что
он заявил в книге «Судьба семьи в России в ХХI
веке»: «Нормальное воспитание в семье
предполагает систему санкций, позитивных и
негативных. На каком основании морально
допустимые санкции негативного характера
объявляются насилием над детьми?».
Тяжкие побои, истязания, демограф конечно же не
считает морально допустимыми, но к «умеренному»
рукоприкладству, к шлепкам, например, относится
как к обычной дисциплинарной мере: «...а то скоро
любой неодобрительный взгляд будет считаться
посягательством на свободу». Впрочем, и битье
плеткой Анатолий Антонов считает приемлющим.
Дубасить «чем ни попадя по чем попало» он, правда,
не рекомендует и расценивает как сугубо
современное варварство, которого в древности
якобы не было. Зато сочувственно цитирует
«Домострой»: «...мужу бить плетью бережно, с
поучением, оно и вразумительно, и страшно, и
здорово, – сняв рубашку и за руки держа, по вине
смотря, плеткой вежливенько побить».
Стоит ли удивляться, что у нас в стране до сих пор
нет ни специального ведомства, ни особых
профессий, которые были бы ответственны и
компетентны решать проблемы насилия в семье.
В Семейном кодексе РФ закреплена обязанность
должностных лиц, которым станет известно об
угрозе жизни и здоровью ребенка, принимать меры
для его защиты. Реально это выглядит так:
сведения поступают в органы опеки и
попечительства, которые могут отобрать ребенка у
родителей. Для чего необходимо уведомить
прокурора, затем в течение семи дней после
вынесения органом местного самоуправления
такого акта обратиться в суд с иском о лишении
родительских прав (ст. 77 СК РФ). Понятно, что
органы опеки поступают так только в вопиющих,
крайних случаях и никак не могут повлиять на то,
чтобы они не возникали.
В США, Германии, Великобритании защитой детей от
домашнего насилия занимаются не органы опеки в
союзе с правоохранительными органами, а
специалисты по социальной работе с очень
широкими (вплоть до возбуждения уголовного дела)
полномочиями. Социальный работник имеет право
войти в каждую семью. В США, например, еще в 60-е
годы прошлого века был принят закон, обязывающий
граждан сообщать властям о каждом случае
подозрения в плохом обращении с детьми. Не о
факте – о подозрении. Законом предусмотрена
анонимность информатора. Получив сигнал,
социальный работник вместе с полицейским и
медицинским работником идет в семью для
расследования. Оно предусматривает немедленное
освидетельствование ребенка в условиях
социального или медицинского учреждения и
госпитализацию его в качестве кратковременной
защитной меры. Согласия или разрешения родителей
не требуется. Больше того, в случае несогласия и
сопротивления родителей социальный работник
вправе подать на них в суд. Если подозрения не
подтвердились, социальный работник все равно
продолжает какое-то время наблюдать за этой
семьей.
Попробуем перенести этот опыт на наши реалии.
Какое там! Даже представить страшно. Стукач-сосед
в полной безнаказанности строчит донос, что
семья плохо обращается со своим ребенком.
Подозрения, видите ли, у него такие! В дом
врываются облеченные властью люди, забирают
ребенка, а родители даже протестовать не могут.
Освидетельствование показывает, что подозрения
неосновательны. Но семья-то уже в черных списках
подозреваемых! А сосед «сигнализирует» снова и
снова... Жизнь превращается в кошмар
освидетельствований и попыток оправдаться. Ведь
в рекомендациях ООН «Модельное законодательство
о насилии в семье» бремя доказательства, что
насилия не было, возложено на ответчика!
Однако стоит только представить, что сигнал
соседа был обоснован, как вся ситуация
предстанет совсем в ином свете. Социальный
работник, наблюдающий за неблагополучной семьей,
на самом деле может спасти и семью, и ребенка. Тут
уж насильнику не удастся поигрывать своими
кулачищами, приговаривая: если бы я бил, убил бы...
Коллизия очень непроста. Есть ли опасность, что
закон о насилии в семье даст возможность
государству активно вмешиваться в дела семьи и
посягать на права личности? Конечно, есть. Но это
лишь означает, что подготовка законопроекта о
защите от насилия в семье должна привлечь особое
внимание общественности. Что бороться с
произвольным вмешательством государства в жизнь
семьи нужно, не прекращая борьбы с домашним
насилием с помощью закона.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|