ШКОЛЬНЫЙ УКЛАД
Сергей ИВАШКИН
Самарская вальдорфская школа
В младшей школе важны именно...
мелочи!
Интерьер и настроение
Вряд ли кто будет спорить, что уклад
школы для малышей отличается от уклада прочих
школьных пространств. Это хорошо понимают в
авторских школах разных типов, стараясь над этим
пространством поработать. При этом
необязательно передвигать стены, придумывать
что-то необыкновенное. О том, что главное
в школе для маленьких, рассказывает вальдорфский
учитель из Самары Сергей Ивашкин.
В гардеробе младшей школы деревянные
полки для обуви. Вешалки сделаны из необрезанных
досок с остатками коры. К ним привернуты крючки,
выструганные из сучков елок, оставшихся не у дел
после Рождества и Нового года. Все сделано руками
пап и дедушек, не по бедности, а для того, чтобы
родительская любовь получила свое воплощение в
материи. На стене – фотографии из жизни школы за
последнее время.
Классная комната тоже пронизана родительской
любовью и сознательным отношением к здоровью
ребенка. Деревянные столы, полки и стулья – по
росту, раковина для мытья чашечек для красок
после живописи, мягкий линолеум. На специальном
столе, покрытом красивой тканью, цветы и свеча,
которую дети по очереди зажигают, перед тем как
услышать сказку…
Утро, полдевятого. Пожимаю руки, смотрю в глаза.
Ладошка Ани – теплая и абсолютно расслабленная.
Глаза смотрят мягко, с полуулыбкой. Федина рука –
твердая, между предплечьем и кистью – угол. Жест
рукопожатий абсолютно выражает характеры ребят.
Аня предпочитает пребывать в благоговейном
покое, медленно писать, обстоятельно
рассказывать сказки и истории, может всплакнуть
от неудавшейся работы, никогда не ввязывается ни
в какие конфликты. Федя “овалов” не любит.
Гоняться за кем-нибудь, отвечать в тот момент,
когда еще не замолк голос учителя, задавшего
вопрос, биться за справедливость, иметь свое
мнение по всем вопросам – это его стихия.
Потихоньку в классе собрались все. Прозвенел
валдайский колокольчик в руках Вики, дети
отправились на свои места за партами. После
приветствия все сдвигают парты и становятся в
круг. Как эхо, повторяют дети ритм, выстукиваемый
учителем ногами и руками. Это требует от них
большой концентрации – некоторые еще не
проснулись, а для нескольких детей это всегда
проблема. Вместе, вместе, по-одному. Ну вот,
пробудились, попали хорошо несколько раз все
вместе в ритм – пережили общность класса.
Переходим к скороговоркам. Чтобы хорошо писать,
надо уметь внятно говорить и хорошо слышать.
Мед в лесу медведь нашел
Мало меду, много пчел.
Рассчитываемся на “золотых” и “серебряных”,
отстукиваем ритм скороговорки в парах ладошками:
две, правая, левая… Быстрее, еще быстрее. С
нарастанием скорости поднимается настроение, на
лицах появляются счастливые улыбки. Если в
обучении участвуют не только мышление и чувства,
но еще и конечности, успех гарантирован,
поскольку затронут весь человек.
“Карл у Клары украл кораллы…”. Здесь пока не
разгонишься, не зря эта скороговорка так
популярна. Но качество речи заметно изменяется:
когда вчера говорили без хлопков, получалось с
трудом – сегодня все отчетливее и отчетливее.
Теперь спишем с доски красиво цветными восковыми
мелками на белые листы в тетрадях формата А
третью скороговорку, выученную раньше: “На мели
мы налима нашли”. Точнее, даже не спишем, а
срисуем красивые буквы, которые сами сложатся в
слова. Писать-рисовать в тетради, да и на доске
без линеек трудно – требуется большая
концентрация. Но после месяцев упражнений
прямизна строк начинает жить внутри и становится
умением держать линию. А пока очень трудно, до
слез. “Ну не плачь, давай следующую строку начнем
вот здесь и сделаем ее ровной. Смотри, как здорово
получились первые три буквы!”
Списывание с доски получается хуже у тех, кто
где-то уже научился писать. Они пытаются писать,
не глядя на доску, поэтому делают ошибки и
пропускают буквы.
“Купи кипу пик”.
– Как вы думаете, почему трудно выговаривать
скороговорку?
– Сергей Петрович, а если читать справа налево,
то получится “Кипу пик ипук!”
Переждав неудержимое веселье “ипуков”,
возвращаем детей к вопросу.
– Во всех словах одинаковые буквы! – Ответ,
поднимание руки и вставание у Кати происходит
одновременно. Проверили – точно, так и есть:
буквы одни и те же, только в разном порядке.
Оттого-то и трудно выговаривать.
Читаем книгу. Аня плачет.
– Что плачешь, Аня?
– Я не понимаю, что написано!
– Где?
– Вот здесь: “Напиться!” – Аня проговаривает
буквы, как они напечатаны в книге.
– Аня, здесь написано: “Воды напица”.
– А почему “ться”, а не “ца”?
– Что корень обозначает?
– Пить.
– Ну вот поэтому и пишем “напиться”. Если
напишешь “напица”, то получится не воды попить,
а пицы поесть!
На заплаканном лице засияла улыбка человека,
понявшего, как пишутся в русском языке корни
родственных слов.
На следующем уроке мы всем классом перебирали
всевозможные слова на “ться”…
Если в изучении какого-либо феномена языка,
химии, физики, математики и т. д. нам удалось
пережить всю гамму от слез до смеха, то мы можем
не сомневаться – ни мы, ни наши ученики этого не
потеряют.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|