Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №57/2003

Третья тетрадь. Детный мир

СОЦИОЛОГИЯ ВОЗРАСТА 
 

Накануне нового учебного года многие классные руководители собирают информацию о том, куда поступили, как трудоустроились их выпускники. Учителям предстоит вести следующий выпускной класс и хочется, чтобы, выйдя из стен школы, ребята продолжили учебу, освоили достойную профессию, устроились на работу.
При этом жизнь быстро меняется, а система образования все еще нацелена на старые ориентиры, что усиливает разрыв между реалиями жизни и школьной практикой. Поэтому, констатируют социологи, способность делать осознанный выбор профессии у большинства выпускников школ отсутствует. Как же учитель может помочь будущим выпускникам в этой ситуации?

Евгения СОКОЛОВА

Клуб «Ищу работу»

Опыт майкопской и карельской служб занятости для подростков

Федеральная государственная служба занятости населения далеко простирает руки свои: ее департаменты есть в каждом российском городе. И кажется, именно она для неудавшихся абитуриентов и ребят, которые просто не стали поступать в вузы после старшей школы, стала своеобразной профильной старшей школой-2. Хотя, конечно, странно, что школа, которая готовит ребенка к современной жизни, часто не учит его определять цели и пути поиска работы. «В наш клуб “Ищу работу” уже обратились за помощью выпускники этого года,– сказали нам в карельском департаменте службы занятости. – Будем учить их наносить поисковые визиты работодателям, грамотно звонить по телефону, составлять деловые письма, писать автобиографию, проходить собеседование при приеме на работу, участвовать в конкурсных отборах и побеждать!»
Что мешало школе спокойно и обстоятельно научить всему этому старшеклассника в своих стенах? БУП или ЕГЭ?
Служба занятости, все услуги которой, кстати, бесплатны, не дает бывшему школьнику остаться не у дел. «Я сам таким был, – говорит Дмитрий Леонов, сотрудник Центра занятости населения города Майкопа, Северный Кавказ. – Пролетел в первый год с институтом и пришел сюда со своим школьным аттестатом. Встретили радушно, в отделе профобучения предложили тесты на профпригодность, потом учился на курсах при центре, а теперь работаю здесь же программистом».
На август месяц майкопская служба занятости вывесила на своем сайте 2800 вакансий, карельская – 3827. На часть мест берут ребят после курсов, организованных самой службой. Востребованы в первую очередь владеющие рабочими профессиями: слесари, сварщики, но нужны и делопроизводители, секретари. Карелия стонет от переизбытка юристов и экономистов с вузовскими дипломами: сегодня для них нет ничего, приходится платить пособия по безработице.
Да, суров российский капитализм. Неохотно он принимает в свои ряды вчерашних школьников, потому что нет у них хорошей профессиональной подготовки и трех лет работы в данной сфере производства. Какая школа, попечительский совет могут похвастаться удачно сложившимися контактами со службой занятости населения? Нужны ли они? Если нужны, то зачем? Если нет, то почему? Вопросы эти, как ни странно, связаны с профилизацией старшей школы, новыми БУПами и социальным заказом общества. Как бы ни сплелся новый гордиев узел из возможностей школьного профиля, потребностей социума и вечным желанием государства сделать как лучше.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru