СОЦИОЛОГИЯ ВОЗРАСТА
Накануне нового учебного года многие
классные руководители собирают информацию о том,
куда поступили, как трудоустроились их
выпускники. Учителям предстоит вести следующий
выпускной класс и хочется, чтобы, выйдя из стен
школы, ребята продолжили учебу, освоили
достойную профессию, устроились на работу.
При этом жизнь быстро меняется, а система
образования все еще нацелена на старые
ориентиры, что усиливает разрыв между реалиями
жизни и школьной практикой. Поэтому,
констатируют социологи, способность делать
осознанный выбор профессии у большинства
выпускников школ отсутствует. Как же учитель
может помочь будущим выпускникам в этой
ситуации?
Екатерина ОРЛОВА, педагог, психолог,
руководитель проекта
«SELF-МАСТЕР» (психологический клуб и тренинги для
подростков) центра «Генезис»
Москва
Что мешает им быть счастливыми?
Штрихи к портрету поколения нынешних
выпускников
Идет уже третий год с тех пор, как мы
пересекли границу веков и тысячелетий, а тема
подростка на рубеже эпох не перестает быть
актуальной. Кто он? Какой он? Чего хочет и к чему
стремится? Чему его учить? Что за проблемы его
тревожат и можем ли мы – педагоги, родители,
просто взрослые – помочь ему хоть в чем-то?.. Для
начала давайте послушаем, о каких своих
проблемах чаще всего заявляют сегодняшние
старшеклассники.
Наиболее распространенной трудностью
оказывается проблема распределения времени.
Жалобы подростков на нехватку времени, связанные
с нею стрессы, усилившуюся утомляемость
раздаются все чаще и чаще. А ведь отношения
человека с временем, своего рода
«компетентность» во времени – одна из основных
характеристик уровня зрелой личности. И едва ли
стоит списывать все на возрастающий уровень
требований к современному школьнику.
«Компетентность во времени» может быть
рассмотрена и как определенный навык, который
можно тренировать самыми разными способами,
например, составляя хронометраж одного дня или
бланк учета затрат времени, строя собственную
ленту времени на определенный период.
Следующая по частоте называния проблема –
состояние апатии, тревожащее, а порой и пугающее
многих старшеклассников. Причем жалуются на него
сплошь и рядом наиболее ответственные и вроде бы
целеустремленные подростки. Безразличие,
равнодушие, отсутствие интереса к окружающему и
незнание, чем себя занять, могут быть вызваны
разными причинами. Это и страх перед будущим, и
неуверенность в себе, и длительный стресс (когда
требования ситуации: «Я должен, потому что от
меня этого ждут другие» – значительно превышают
возможности личности, и постепенно возникает
ощущение истощения). Возможны и другие причины,
например, острое переживание подростком своей
персональной ответственности за все
происходящее с ним, спровоцированное множеством
ситуаций, требующих от него принятия решения
(«Это моя жизнь, и кроме меня за нее никто не
отвечает»). Во всех этих случаях подросток
нуждается в поддержке, и задача педагога здесь
увидеть за учебными трудностями личностную
проблему и – своими силами или прибегая к
чьей-либо квалифицированной помощи – попытаться
определить, в чем суть этой проблемы и как ее
решить. Решать вместе со своим учеником, потому
что апатия – то, с чем подростку одному очень
трудно справиться.
Не менее популярным среди старшеклассников
оказывается конфликт между «хочу» и «надо», за
которым стоят и проблемы самоконтроля и волевой
регуляции, и меняющаяся в этом возрасте
мотивация учения, становлению которой теперь
способствует потребность в жизненном и
профессиональном самоопределении, обращенность
планов в будущее и осмысление с этих позиций
настоящего. Развитие познавательной
деятельности при этом часто стимулируется
личностным смыслом и превращается в
самообразование. Следовательно, повышение
самоконтроля в этом возрасте может
осуществляться за счет изменения смысла
действия. Например: «Эту конкретную тему я не
прохожу, а ищу в ней ответ на такой-то вопрос,
который мне важен потому-то и потому-то…», «Если
я хочу в будущем… сейчас мне нужно заниматься
(изучать, тренировать…)».
Одной из самых глубоких и самых сложных мне
кажется часто поднимаемая старшеклассниками
проблема выбора «правильного» поведения или
решения. «Как определить, какой из возможных
вариантов правильный?», «Что такое «правильно»
для меня? Это когда я нахожу компромисс между
своими желаниями, потребностями и внешними
требованиями», «Я знаю, что это неправильно, но
все равно поступлю именно так» – вот лишь
некоторые варианты высказываний по этому поводу.
Парадокс заключается в том, что эти же самые дети
на вопрос о том, существуют ли в этом мире
готовые, универсальные рецепты правильного
поведения, достаточно быстро и единодушно дают
отрицательный ответ. И тогда появляется повод
для размышлений о внешних и внутренних
регуляторах поведения, о степени присвоения
подростком социальных ценностей. Педагог здесь
оказывается в крайне сложной ситуации:
образовательные задачи могут требовать
содействия некритичному присвоению тех или иных
ценностей и целей («Сейчас главное – готовиться
в институт»), задачи же развития личности ребенка
– напротив, создавать необходимость
«замедления», осмысления собственных ценностей
и приоритетов и попытки опереться на них при
осуществлении выбора. Как учителю выходить из
этого конфликта? Рискну предложить, что и в этом
случае нужно пытаться создавать условия для
формирования субъектной позиции подростка, для
осознания им ответственности за свое настоящее и
будущее.
Самой болезненной для очень многих ребят
оказывается проблема уверенности в себе, которая
подогревается и страхом перед грядущими
экзаменами (и выпускными, и вступительными), и
культивируемой в обществе потребностью быть
конкурентоспособным (таковы законы рынка). Что же
с этим делать? Во-первых, помочь подростку
осознать, что быть самим собой, самостоятельно
регулировать собственное поведение и брать на
себя ответственность за его последствия, делать
ошибки и отвечать за них, не зависеть от того, как
к нему относятся другие, – неотъемлемые права
его как личности. Во-вторых, помочь научиться эти
права использовать, реализовать в повседневной
жизни. Уверенность в себе – это и умение сказать
«нет», и адекватная самооценка, и
коммуникативная компетентность. Соответственно,
только определив, какая из этих составляющих
является для данного конкретного ребенка
наиболее дефицитной, можно выстроить стратегию
помощи ему. Проблема неспособности сказать «нет»
многократно поднималась старшеклассниками в
течение нескольких последних лет.
Озвученная некоторыми старшеклассниками еще
одна проблема, в основе которой для них лежит
конфликт определенных ценностей, звучит так: «11
класс – это время, когда необходимо работать на
аттестат и поступление, я признаю это и конечно
же хочу получить хороший аттестат и поступить в
вуз. Однако я понимаю, что все это достаточно
формальные вещи, при этом есть нечто
действительно важное для меня, но не работающее
на поступление впрямую. Что же мне с этим
делать?».
Описываемая ситуация выглядит конфликтной, так
как сталкивает две равнозначные ценности, однако
конфликтность ее можно снизить и даже снять.
Первым вариантом решения может быть работа по
расстановке приоритетов, выявлению иерархичных
отношений между называемыми ценностями с
последующим распределением времени между ними. В
данном случае «необязательная» деятельность (то
есть не имеющая прямого отношения к подготовке в
вуз) может рассматриваться как ресурсная по
отношению к подготовительной.
Завершает этот своеобразный «парад проблем»
вопрос «А если я не поступлю?..» и связанные с ним
разговоры об альтернативных сценариях. В
последнее время в связи с все большей
распространенностью платного образования тема
эта несколько теряет свою остроту, хотя
по-прежнему остается для многих очень
болезненной, равно как и проблема поступления в
целом, поскольку рождает ощущение того, что на
карту поставлено все. В связи с этим необходимо
помочь выпускнику заранее подготовить «запасные
аэродромы», чтобы по возможности снизить риск
быть глубоко травмированным ситуацией провала
на вступительных экзаменах. Нужно оказывать
сильную поддержку подростку, постепенно убеждая
его в том, что его самоценность нисколько не
понизится при любых результатах вступительных
экзаменов, что поступление в вуз не самоцель, а
лишь средство достижения чего-то большего.
Прояснение этой цели – чего я хочу? к чему
стремлюсь? почему для меня это важно и чего я
рассчитываю достичь в результате? – есть
основная задача последнего учебного года в
школе, вокруг которой и возникают, по сути, все
рассматриваемые в данной статье проблемы. Если
же она определена (пусть даже в черновом, рабочем
варианте), имеет смысл инициировать обсуждение
возможных альтернатив ее достижения.
P.S. Вы могли бы поделиться своим опытом
разрешения подростковых проблем? Приезжайте!
Звоните! Пишите! Через газету или напрямую – мы
будем очень рады диалогу с вами.
Контактные телефоны: (095) 203-24-61, 282-60-93.
e-mail: self-master@yandex.ru
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|