СОЦИОЛОГИЯ ВОЗРАСТА
Накануне нового учебного года многие
классные руководители собирают информацию о том,
куда поступили, как трудоустроились их
выпускники. Учителям предстоит вести следующий
выпускной класс и хочется, чтобы, выйдя из стен
школы, ребята продолжили учебу, освоили
достойную профессию, устроились на работу.
При этом жизнь быстро меняется, а система
образования все еще нацелена на старые
ориентиры, что усиливает разрыв между реалиями
жизни и школьной практикой. Поэтому,
констатируют социологи, способность делать
осознанный выбор профессии у большинства
выпускников школ отсутствует. Как же учитель
может помочь будущим выпускникам в этой
ситуации?
Варианты выбора–2004:
Как складываются у сегодняшних
подростков представления о будущей
специальности и карьере? И может ли повлиять на
эти представления школа?
Современные исследования говорят о том,
что выпускников можно разделить на четыре
группы: уже определившиеся с выбором места учебы
или работы (21% юношей и 33% девушек), колеблющиеся
(соответственно 33% и 30%), «мятущиеся» (15% и 11%),
пассивные (23% и 14%).
Московский областной центр профориентации
молодежи провел исследования среди выпускников
школ Московской области 2002 и 2003 годов.
Выяснилось, что в текущем году количество
выпускников, сделавших выбор профессии,
уменьшилось. В половине случаев выбор не
отвечает рыночной конъюнктуре и не подкреплен
сколь-либо ясным представлением о характере
будущей деятельности. Каждый пятый выпускник
вообще не задумывался о выборе профессии.
Исследования говорят о том, что верхние строчки
рейтинга, как и раньше, занимают профессии
юриста, экономиста, менеджера, программиста.
Общий вывод социологов таков: список профессий,
которые выбирают выпускники школ, очень беден, а
сам выбор нельзя считать осознанным.
Данные исследований подтверждает ход
вступительных экзаменов в высшие учебные
заведения. Например, в Московском
социально-экономическом университете
наибольший конкурс в этом году был на
специальности: таможенное дело, юриспруденция и
экономика. В Белгородском университете
потребительской кооперации уже который год
подряд самая большая конкуренция наблюдается
при поступлении на экономические специальности,
а также на юриспруденцию и менеджмент. Такие
специальности, как реклама, сервис, технология
общественного питания, защита информации,
пользуются значительно меньшей популярностью,
хотя специалисты в этих областях сегодня
востребованы на рынке труда.
При этом стоит заметить, что, по данным
статистики, в 2003 году количество новоиспеченных
бухгалтеров в 70 раз превысит потребность в них;
парикмахеров – в 50 раз; секретарей – в 40 раз;
портных и закройщиков – в 30 раз; операторов ЭВМ –
в 25 раз; поваров и кондитеров – в 10 раз;
официантов и барменов – в 3 раза; коммерсантов, в
том числе продавцов-кассиров, торговых агентов –
в 2 раза.
Какие же факторы определяют выбор ребят? На
каждого третьего выпускника оказали влияние
средства массовой информации. Растет влияние
семьи. Но, к сожалению, многие родители хотят,
чтобы дети реализовали их несостоявшиеся планы,
переносят на сыновей и дочерей свои
представления о профессиональной карьере.
С исследованиями социологов полностью
согласуются результаты опроса, проведенного
сотрудниками Белгородского университета
потребительской кооперации среди выпускников
школ и их родителей. Согласно опросу выбор
профессии чаще всего происходит под
воздействием родителей, которые, по словам
ответственного секретаря приемной комиссии
университета Сергея Семененко, как правило,
находятся в плену стереотипов. Технический
секретарь приемной комиссии
Санкт-Петербургского государственного горного
университета Лада Егорова отметила, что многие
абитуриенты легко поддаются веянию моды. «Ребята
читают газеты, смотрят телевизор и видят, что
сегодня наиболее успешны управленцы,
коммерсанты, банкиры. В результате у молодых
людей возникает стереотип: если я окончу
экономический факультет, то как минимум буду
работать в банке (хотя, по данным кадровых служб,
работодатели все меньше обращают внимания на
наличие диплома о высшем образовании). И на
вступительных экзаменах мы все реже видим
абитуриентов, которые всерьез интересуются
будущей профессией, задают глубокие вопросы о
специфике выбранной работы».
Школа по степени влияния на выбор профессии
занимает последнее место. Это подтверждают и
результаты других опросов. Ставится под вопрос
сама целесообразность этой работы: должна ли
школа вообще заниматься профориентацией
учеников? Некоторые учителя отвечают
отрицательно, аргументируя свой ответ тем, что
ребята невосприимчивы к вербальной информации.
Начальник отдела профориентации управления
профессионального обучения и развития
человеческих ресурсов Министерства труда Леонид
Махмудов считает, что школе по силам справиться с
этой задачей при условии, что в учебном заведении
появится менеджер с соответствующими функциями.
По мнению Леонида Шамильевича, школьники не
прислушиваются к словам учителей потому, что
«учителя не являются для ребят авторитетами в
этой области и нередко сами бывают неверно
осведомлены о положении дел на рынке труда. В
класс должен прийти специалист, который сможет
грамотно информировать учеников о мире
профессий, возможностях трудоустройства,
организовывать экскурсии на предприятия,
проводить профессиональное тестирование,
консультирование… Тогда у ребенка появится
представление о его будущей карьере».
Но даже сейчас, когда такого менеджера нет, школа,
по мнению социологов Московского областного
центра профориентации молодежи, способна
оказать детям существенную помощь в
профориентации. И в отдельных школах сегодня
ведется серьезная работа по ознакомлению ребят с
миром профессий, с технологией выбора.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|