Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №57/2003

Первая тетрадь. Политика образования

БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ 
 

Виктор САУТКИН,
зам. начальника управления региональной образовательной политики и инспектирования
Министерства образования

Охранная грамота директора

Способ разделить ответственность или предотвратить беду?

Акт приемки школы к новому учебному году закрепляет тот факт, что не директор лично своей волей решил учить детей в этих условиях, это сочла возможным государственная комиссия.
По результатам приемки готовятся предписания – список тех недоделок, которые следует устранить.
В этом году после известных событий за школы всерьез взялись представители госпожнадзора. Есть нарушения, которые легко устранить. Но чтобы выполнить все предписания, нужны огромные деньги. Предписания эти накопились за 10 лет. Все это время денег на средства противопожарной защиты не выделяли. Сегодня словно прозрели. Как подписывали акты прошлых лет, как подписывали лицензии, которые имеет 93% школ, не вспоминают.
Мы собрали оперативную информацию из всех субъектов Федерации. Чтобы устранить все замечания госпожнадзора, предъявленные сегодня, необходимо свыше 10 млрд руб.
Требуют, например, выкопать пожарные водоемы. Это не быстро. Положим, соберется сельский сход и отрядит мужиков с лопатами на это дело. Но где гарантия, что туда наберется вода. Или что она не уйдет, если ее залить каким-то образом. Цементировать? И дорого, и ненадежно: нужны еще и гидроизоляционные меры. На чем остановятся проверяющие: на том, что яма выкопана? А на остальное, как и прежде, закроют глаза? Если для галочки и для рапорта, то могут ограничиться фактом готового котлована. Если на этот раз все всерьез, то готового пожарного водоема можно ждать долго.
Много замечаний по противопожарной пропитке чердаков. Пропитка не спасает от пожара, а только замедляет горение. Но мера эта не абсолютная, это надо учитывать.
Значительная часть требующейся суммы – средства на установку пожарной сигнализации.
Немногим дешевле централизованной сигнализации автономные дымовые извещатели. Но много ли проку от этого дорогостоящего удовольствия: если учитель не заснул на уроке, он сумеет оповестить о возгорании или задымлении не хуже, чем оповещатель. А вот когда об опасности уже известно, учитель должен знать, как, куда и каким образом вывести детей. Это его главная задача. И именно над этим надо больше работать.
В Ханты-Мансийском национальном округе 400 школ, из них 110 – не в зоне досягаемости пожарных команд. Понятно, что в таких школах должны быть особенно внимательны к профилактическим мерам.
Не требует никаких затрат правильно разработанный план эвакуации детей. Его должен утверждать руководитель учреждения и представитель пожнадзора. С этим планом должны быть знакомы все в школе.
Означает ли огромное число предписаний, выданных госпожнадзором, что большая часть школ не должна начать занятия с 1 сентября, если все требующиеся средства не изыщут и все работы не успеют провести? Это пока вопрос без ответа.
Мы говорили о тех огромных затратах, которые нужны сегодня на обеспечение противопожарной безопасности. А есть еще требования СЭС, требования по ремонту школьных зданий.
Есть такое понятие, как аварийная школа. Регулярно из субъектов Федерации поступают сведения о числе школ, требующих капремонта и аварийных. Но где критерии, по которым школа считается аварийной? Если это заключение специальной комиссии, которая существует при муниципалитете, то есть, если школа действительно аварийная, то из нее надо выводить детей и закрывать ее – совсем или на капремонт. Но из года в год подают сведения об аварийных школах, а дети в них продолжают учиться. Что это – преступная безответственность, пренебрежение безопасностью детей или они не аварийные и иным руководителям все равно, как назвать эту школу?
Дай бог, чтобы пожарная сигнализация не срабатывала там, где ее установят. И на это могут работать не очень дорогостоящие мероприятия. Нужен разумный компромисс, но он не должен быть угрозой жизни детей. Важно, чтобы пристальное внимание всех уровней власти к проблемам открытия школ к новому учебному году не ослабло и перспективные мероприятия по приведению школьных зданий в соответствие с нормативными требованиями не были забыты, а главное, профинансированы!


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru