Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №56/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ИДЕИ И ПРИСТРАСТИЯ
ЗНАК ПОВОРОТА

Елена ИВАНИЦКАЯ

Письма современника Чаадаеву

С.А.КРАСАУСКАС. ЛИСТ ИЗ ЦИКЛА “ВЕЧНО ЖИВЫЕ”

Дело не в том, кому мы адресуемся. Дело в том, что мы все-таки находим, кому адресоваться

В летних номерах литературно-художественных журналов привлекут внимание и заставят задуматься интереснейшие публикации, в которых отчетливо проявляется общее качество – пристальный, несуетливый взгляд, опыт требовательной мысли и совестливой памяти, стремление сопрячь наши дни и большую историю.
В трех номерах журнала “Знамя”, с мая по июль, публикуется переписка Лидии Чуковской и Давида Самойлова. В 1981 году, во времена глухие и мрачные, между корреспондентами развернулась полемика, поводом для которой стала пьеса Самойлова “Фарс о Клопове”. Эта пьеса смогла увидеть свет только в 1992 году. “Я писал о чисто русском явлении, о той русской вере, что они <власти> не знают, что им можно что-то объяснить. Объяснить ничего нельзя, история идет своим путем, поезд тронется и раздавит всех действующих лиц”, – горестно объяснял Самойлов смысл своей пьесы. Лидия Корнеевна сразу возразила: “История вовсе не постороннее нам какое-то явление, а нечто, творимое нами, каждым из нас – не только героями, гениями или мучениками. Истинно правы наивные, безрасчетные люди; скептики только кажутся правыми. Вы утверждаете, что пытаться объяснить что-нибудь им, то есть владыкам, царям, гонителям, – зряшное дело. Вы не правы. Прав маркиз Поза, прав доктор Гааз, правы декабристы, пытавшиеся объяснить Николаю I необходимость уничтожения в армии телесных наказаний. Прав Герцен, в отчаянии бросившийся издавать “Колокол”, потому что ему показалось, что проповедь не напрасна. Я верю в закон сохранения духовной энергии; ни одно правое слово не пропадает зря, особенно – слово в искусстве. “Да, слепы люди, низки тучи”, но слово вовсе не бессильно, а просто человеческая жизнь слишком коротка, чтобы убедиться в силе слова...”

В «Дружбе народов» (№ 7) Ксения Голубович, публицистка русско-сербского происхождения, размышляет о судьбах братских народов в цикле философских миниатюр “Сербские притчи”: «Серб умеет бесстрашно посмотреть на себя как мертвого, умеет увидеть, что за ту жизнь, которой он живет, надо уметь и умирать и от этого он будет полнее ценить саму эту жизнь. Эта способность порождает не только высокий смысл, но и глубокий смех. Даже при сшибке языков появляются искры такого смеха. “Ценность” у них – “вредность”. У нас “ценности” от “цены”, которую требуется заплатить, у них ценность – “вредность”, быть может, потому, что выясняется, сколько “вреда” надо принять на себя за всю ту канитель, что у других зовется “ценностями”».

Связь времен пронзительно и напряженно запечатлена в прозаическом цикле драматурга, поэта, эссеиста Александра Образцова “Ночной дозор”, который выстроен, как письма… Чаадаеву (“Новый мир”, № 8). “Ведь дело не в том, Петр Яковлевич, кому мы адресуемся. Дело в том, что мы все-таки находим, кому адресоваться.
...Писать Вам, Петр Яковлевич, стало возможно лишь в настоящее время: откатила ядовитая волна от страны, народ со стоном пробуждается, и обозначился перевес хороших лиц на улицах над подлыми, злыми. Кажется, гадина ослабила челюсти, которыми удушала Родину…”
Одно из “писем”, “Ночь светла”, посвящено Книге памяти и не может не тронуть сердце: “Война рассеяла могилы солдат вдали от дома. Если у нее есть какой-то высший смысл, то могилы защитников Отечества должны почитаться наравне с храмами.
Но у войны нет высшего смысла. Со страхом и отвращением глядят в нее только что воевавшие народы. Равнодушные дети не помнят ни имен, ни дат. Одни только официальные органы культивируют воспоминания о ней, смутно предполагая истинный смысл памяти о войне.
А истинный смысл памяти темен, грозен и могуч. Он появляется, когда уходит боль потерь, и через полстолетия как бы с вершины холма мы видим их, бесконечной лентой спускающихся в багровый, гремящий ад войны. Они идут добровольно, как ополченцы. Они идут по повесткам. Они идут принудительно, со смертной тоской в глазах. Но они все прошли свой путь и не свернули. А потому они равны друг другу. И этот отлив людей вслед за приливом мирных лет указывает нам на тайный, высший смысл жизни вообще.
Сегодня уже нет необходимости отыскивать виновников поражений и творцов побед. Совершенно очевидно то, что гитлеровское командование не допустило на протяжении войны ни одной сколько-нибудь заметной ошибки. Так же очевидно, что в первые два года советское командование приняло лишь несколько верных решений. И что же? Результат всем известен. Тогда возникает вопрос: какой запас прочности был у Советского Союза перед Второй мировой войной, если он мог позволить себе страшные “котлы” Белостока и Киева, Вязьмы и Мясного Бора, Керчи и Барвенкова? И второй вопрос: как могли ученики Клаузевица и Мольтке не просчитать русского запаса прочности?..
Уже в 1612 году, в период самой нелепой и головоломной смуты, стало ясно, почему Россия в новое время непобедима.
Если наложить двуглавого орла на карту страны, то одна голова – Петербург – европейская, другая – Москва – азиатская, одно крыло в Восточной Европе, второе в Сибири, а хребтом России является православно-исламский Урал. А ведь план “Барбаросса” даже не предусматривал полного захвата Урала. Не говоря уже о плане Наполеона или королевича Владислава. То есть пока Россия жива хотя бы одной своей частью, все силы частей отторгнутых тут же переливаются в свободную часть. И силы этой свободной части мгновенно утраиваются, она сжимается в пружину, и следует неотвратимое: захват Вены и Берлина, ошеломляющий разгром Квантунской армии и господство над полумиром.
Только этим можно объяснить и необъяснимое восстановление в 1942 году промышленного потенциала СССР на малонаселенном востоке страны. И выпуск лучших в мире средних танков “Т-34”. И производство штурмовиков “Ил-2”. И традиционно мощную и точную русскую артиллерию. И искусство воевать, постигаемое крестьянскими детьми на всех уровнях – от полковой разведки до Генштаба. И страстную, неотвратимую манеру ведения боя, когда существует уже одно только упоение смертью. И ласковые, тихие песни в землянках – вот это самое необъяснимое! Может быть, тихое пение истомило бодрую и горластую немецкую армию, лишило ее воли.
В Книге памяти Приморского района Петербурга есть удивительное совпадение реального и метафорического рядов. Здесь самая многочисленная фамилия Смирновых почти вся пропала без вести в 1941–1942 годах. А пропасть без вести означало тогда или легкую смерть в бою, или смерть мучительную в плену. Закончился “смирный” русский человек в 1942 году, дальше воевали Бойцовы, Громовы, Морозовы, Беспощадные и Неизвестные.
Дальше воевали женщины-солдаты. Их было необычно много в действующей армии. И необычно много их погибло.
Необычно много погибло евреев. Очень многие из погибших евреев были политруками и младшими командирами. Необычно много погибло мордвы. Необычно много погибало и всех остальных. Молодые испанцы гибли за свою новую родину. Немцы, четверо, стали Героями Советского Союза.
Это была война поэтов, композиторов, художников. “И выковыривал ножом из-под ногтей я кровь чужую”, – писал фронтовой поэт. А неизвестный поэт написал в плену самые, может быть, сильные строки во всей русской литературе:

Я еще вернусь к тебе, Россия,
Чтоб услышать шум твоих лесов,
Чтоб увидеть реки голубые,
Чтоб идти тропой моих отцов.

Такое поэтическое, мягкое восприятие невиданной в истории бойни также было необъяснимым, и именно оно позволяло выжить. Невозможно избавиться от мысли, даже от физического ощущения присутствия здесь, среди нас, образов покинувших землю людей. И если пристально, тихо вслушаться в себя самого, то можно явственно различить по отношению к ним прежде всего чувство долга. Оно не имеет рациональных объяснений. Но имеет вполне ощутимое, опять-таки чисто физически, чувство удовлетворения, просветления, когда долг памяти бывает исполнен. По отношению к умершим родственникам долг исполняется почти на уровне инстинкта. А общество доказывает право на свое существование именно осознанной необходимостью исполнения своих обязательств перед погибшими за Отечество. Здесь нет и не может быть никаких исключений – ни национальных, ни идеологических. Поэтому любые, самые малые и непосредственные движения души сообща со всеми создают для страны неоценимые богатства...”


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru