ШКОЛА И ОБЩЕСТВО
Лучший день для разговора с родителями
1 сентября – единственный день в году, когда
большинство родителей приходит в школу. И никто,
как правило, специально их не вызывает, не
составляет списков и не проверяет явку. Родители
первоклассников в полном составе, а дальше – по
убывающей. Но все равно – это единственный день в
году, когда родители сами, что очень важно,
приходят в школу.
Какой это удобный повод поговорить с главными
воспитателями ребенка о педагогике, о том, какой
быть школе! Начать этот разговор, пока нет еще
троек-двоек и других поводов поругать детей.
Если получится – заключить своеобразный
общественно-родительский договор, в том числе и о
том, что предстоит в этом году пережить школе.
Узнать, как родители к этому относятся. А то ведь
родители о том, что предстоит школе, узнают в
основном из газет. При этом никто из них не
понимает, в чем смысл подавляющего числа
нововведений: ни про стандарт, ни про ЕГЭ, ни про
профили.
Но это все новости сверху, а ведь в школе еще и
своя жизнь, и свои намерения, и нововведения.
Кроме того, нужно поговорить о качестве обучения,
узнать, какую оценку школе дают родители …
Но каждый раз после торжественной линейки,
торжественных речей и вноса первоклассницы на
плечах выпускников, первого звонка, когда
начинаются первые уроки учебного года, родители
разворачиваются и уходят со школьного двора.
Этого уже не видят ни ученики, ни учителя – они
все заняты своими делами. Родители уходят,
чувствуя свою ненужность. В то время как сами мы,
работники образования, совещаемся перед началом
учебного года, проводим свою педагогическую
рекогносцировку... По крайней мере начальство нас
накачивает перед уроками.
Так сложилось. И хотя все давно считают
августовские конференции формальными
мероприятиями, а управленцы каждый год мучаются,
как бы провести поинтереснее традиционные сборы
педагогов, все равно все знают: надо собраться и
обсудить то, что начальству нужно.
И все было бы хорошо… Проводы лета, встреча
нового учебного года… Только вот эффективность
этих мероприятий почти нулевая.
Мы убеждены, что время обсуждать намерения и
планы школы только внутри самого
образовательного сообщества прошло. И общество
стало более открыто, и материальное положение
школы уже в большей степени зависит от граждан.
К тому же внутренние ресурсы школы исчерпаны до
конца. И материальные – ну нет денег у школьного
ведомства. Все, что происходит –
компьютеризация, ремонт, учебники, и так далее, –
выпрашивается школьными начальниками у власти,
поверх обычного образовательного бюджета. А
школьные деньги... Вот тебе три рубля и ни в чем
себе не отказывай!
Да и воспитательные и учебные ресурсы школы тоже
близки к нулю. Вузы откровенно игнорируют то, как
учителя учат детей в классах по своим программам,
родители тоже не доверяют школе и платят бешеные
деньги репетиторам.
Время корпоративной власти внутри образования
закончилось. Внутрикорпоративные решения в
образовании почти потеряли свою силу.
В такой важной для семьи и общества сфере, как
образование, граждане будут стремиться
оказывать свое влияние. И на судьбу собственного
ребенка, и на школу в целом.
Но огромная сложность заключается в том, что
желание влиять – это одно. А понимание
современной образовательной ситуации, ее анализ
применительно к конкретной школе и ребенку – с
этим большие проблемы.
Теперь мы в школе должны создать эффективные
механизмы взаимодействия с гражданами.
Так пригласите родителей в школу 1 сентября!
И не по классам рассадите, а придумайте более
индивидуальные формы общения.
И не читайте им лекции о возрастном развитии
детей – не превращайте школу в университет
марксизма-ленинизма.
Готова ли школа к более серьезному диалогу с
гражданами?
Можем ли мы рассказать, что происходит в
образовании, что нас ждет и как мы нуждаемся во
взаимопонимании с родителями?
Если бы нас спросили:
– А что вы предлагаете? О чем говорить с
родителями?
Ответ «Первого сентября» такой: это не должны
быть ни педсоветы, ни родительские собрания.
Самая лучшая форма – «круглые столы». Разговор
на равных. А темы лучше, наверное, выбирать не те,
что важны для высокого руководства, а те, что
действительно волнуют людей.
Прежде всего это, с нашей точки зрения,
обсуждение материального положения школы и
риски, с этим связанные. Родители должны знать
реальное положение вещей. И надо им честно
сказать: пока они не потребуют от учредителей
школы полного финансирования, их будут облагать
данью.
Результаты обучения: большинство родителей
полагают, что теперь вместо обучения математике
или русскому языку учителя будут натаскивать
выпускников на сдачу ЕГЭ. Что с этим делать? У нас
появились два типа заказчиков: одни хотят, чтобы
выпускники хорошо сдали ЕГЭ, а другие – чтобы
дети были образованными. Задачи эти пока
несовместимы. У школы нет готового ответа, и
скрывать это от родителей невозможно.
Уклад школы – от каникул до формы. Правила жизни
и отношений детей и взрослых.
Это, на наш взгляд, тот минимум, который нужно
учителям и родителям обсудить вместе. Будет
очень трудно не сообщить родителям, как обстоят
дела, а попытаться вовлечь в обсуждение этой
проблематики. И в течение учебного года
продвигаться в выработке совместных решений.
…От простого рассаживания в кружок и разрешения
обсудить самые болезненные проблемы школы
диалог не возникает. Но ведь мы учителя, мы
профессионалы, мы умеем создавать ситуацию
сотрудничества, и мы нуждаемся в открытом
общении с родителями наших учеников.
А главное: если 1 сентября родители придут в
школу, давайте попытаемся удержать их.
А то ведь больше не придут.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|