КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ПРОЗВУЧАЛО ПО РАДИО
Безымянные дома и великие тени
Цикл передач о поэтах Серебряного века
Радио России совместно с «Российской
газетой» в рамках празднования 300-летия Санкт-Петербурга
осуществило проект «Безымянные дома», не
затерявшийся в бесконечном потоке юбилейной
продукции. Это шестьдесят серий радиоцикла,
который посвящен тринадцати самым выдающимся
поэтам Серебряного века, их судьбам, творчеству и
окружению.
Казалось бы, что можно сегодня придумать
неожиданного на радио, чтобы рассказать об этом
уникальном для России явлении по-своему,
передать его вольную, странную, перенасыщенную
общением и творчеством атмосферу, плотность и
разноликость художественной среды. И чтобы в
рассказе обозначились не только судьбы,
отношения любви, конфликты, трагедии его героев,
но и отразившееся в них время – с его творческими
идеями, с его шедеврами, ставшими теперь
хрестоматией. И еще – с подробностями бытового
уклада, так мало похожего на теперешний.
Вячеславу Недошивину, выступившему в ролях
автора идеи и текста, а также рассказчика-исследователя,
на мой взгляд, многое удалось. Прежде всего найти
свой собственный путь в события прошлого, путь,
конечно, литературно сочиненный, если говорить о
структуре, но одновременно документально
связанный с повседневной реальностью жизни
поэтов.
Счастливая мысль положить в основу цикла дома,
вернее, квартиры, в которых жили поэты, но дома
«безымянные», не отмеченные памятными досками,
давно изменившие свой облик и назначение.
Рассказчик следит за судьбой поэтов, «переезжая»
с ними из одного места в другое. И словно в
мастерской реставратора, где счищаются поздние
наслоения, вместе с героями цикла начинает
оживать сам город, загадочный, почти совсем нам
неизвестный Петербург Серебряного века. Город,
переполненный памятными, но в реальности
забытыми местами былых бурных творческих встреч
и чьими-то потаенными убежищами.
Этот другой Петербург, ушедший, казалось,
навсегда в небытие, словно сказочный Китеж-град,
в передачах Недошивина вновь становится зримым.
У безымянных домов появляется имя, через их
восстановленные воображением комнаты скользят
великие тени и оживают улицы, вспоминая чьи-то
давно отзвучавшие шаги. И еще очень важное
свойство этих рассказов – слушая передачу за
передачей, как-то особенно остро ощущаешь
трагическое и настойчивое изменение цвета
российского времени. Век серебряный все больше
становится веком кровавым. В судьбы Блока,
Гумилева, Ахматовой, Есенина и других мрачно,
разрушительно вторгается история.
«Безымянные дома» созданы на основе многолетних
изысканий автора и совмещают в себе серьезность
тщательного, открывающего новые маршруты
путеводителя с увлекательностью популярной
сегодня мемуарной литературы. Цикл и построен на
множестве вышедших в последнее и не в последнее
время воспоминаний, часто очень известных. Но при
всей известности многих фактов возникает эффект
новизны, оттого что автор будто собрал всех
свидетелей в общий кружок и заставил вспоминать
события так, как они запечатлелись в памяти
каждого. Из противоречий, совпадений,
недоговоренностей и уточнений образуется
многоцветный витраж, в него оказываются
включенными личности и судьбы самих мемуаристов.
Автор, похоже, не претендует на лавры ученого-литературоведа,
однако литературоведческих пассажей не избегает,
и они чаще всего интересны. Но главной для цикла
становится сама материя жизни поэтов, в
естественном своем потоке она объединяет быт и
творчество, повседневность и вечное. Жизнь
причудливо преломляется в поэзии, а стихи входят
в жизнь как высший ее элемент.
Много внимания в цикле отведено очень личным
отношениям героев. Автор умеет быть откровенным (что,
надо признать, диктует само достаточно
откровенное «серебряное» время). Но при этом ему
удается удержаться в пределах разумной
деликатности. Потому тонкое остается тонким,
простота не превращается в грубость, вещи сугубо
житейские не унижают, но становятся необходимыми,
дополняющими образ штрихами.
Важно еще, что поэты возникают перед нами как
часть общей художественной реальности с ее
творческими открытиями, противоречиями,
экстазами и трагедиями. И как-то настойчиво и
горько подступает сравнение с художественной
жизнью дня нынешнего, с его разобщением,
практицизмом, отсутствием широкой творческой
среды, где мог бы происходить постоянный обмен
идеями, «взаимоопыление умов», без которого
совместное существование в искусстве не дает
настоящих плодов.
Наверное, труд, ум и сердце, вложенные в этот цикл,
заслуживают, чтобы у их создания была более
долгая и не только эфирная судьба. Авторский
текст, изданный в виде книги, мог бы стать
ценнейшим путеводителем по Петербургу, который
возрождал бы утраченное богатство литературной
истории города. А там, кто знает, быть может,
пример «Безымянных домов» подвигнет Российское
радио на создание подобных же серий, связанных с
другими историческими периодами, другими
творческими профессиями, другими городами и
весями.
Жаль, если такое хорошее зерно не прорастет.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|