Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №55/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ЮБИЛЕЙ

Дмитрий ШЕВАРОВ

“Не скупитесь творить добро...”

21 августа Виктору Сергеевичу Розову исполняется 90 лет

И ты приходишь вся из света,
Моей единственной во всем,
В том платье, помнишь, из вельвета
С коротким узким рукавом...
Из стихотворения, которое Виктор Розов написал в госпитале
и посвятил любимой девушке Наде. 1942 год

Свою первую пьесу он написал в середине войны, шестьдесят лет назад. А поставили ее впервые только в 1957 г. под названием “Вечно живые”. Новый театр “Современник” открылся именно премьерой “Вечно живых”. Молодой руководитель театра Олег Ефремов играл роль отца. Вскоре пьеса шла одновременно почти в ста театрах страны!
В 1958-м “Вечно живые” – на экране. Фильм “Летят журавли”, снятый Михаилом Калатозовым, получает в Каннах Золотую пальмовую ветвь.
В те дни только жена Надя знала, что “Вечно живые” написаны в 1943 году солдатом-калекой при тусклом огоньке коптилки. Он тогда только вернулся после ранения в родную Кострому, вскоре схоронил отца, голодал... Друзья отнесли пьесу местному цензору-старичку, на другой день он вернул рукопись со словами: “Плакал... но запрещаю”.
И вот через четырнадцать лет – триумф, награды, мешки писем. В келью Зачатьевского монастыря (тогда там были коммуналки), где они с Надей жили, приходили самые знаменитые люди Москвы. Все это могло бы кому угодно закружить голову, но только не Розову. Он слишком многое пережил к своим тогдашним тридцати шести.
Потом его пьесы были в моде и выходили из моды, их ставили и о них забывали, критика возносила его до небес и шмякала оземь, власть то лезла к нему с объятиями, то обдавала холодом. А он был и остался Розовым.
Тем голодным подростком, который мечтал о театре и играл в школьной постановке роль Дождя, робко произнося всего одну фразу: “Ничего, ничего, я сейчас пройду...”
Юным актером, что трепетно учился у Марии Ивановны Бабановой. Новобранцем, что 10 июля 1941 года шел по темным московским улицам с Краснопресненской дивизией народного ополчения и услышал женский голос, благословлявший в путь: “Возвращайтесь живыми!”
Солдатиком, который в госпитале, полгода распятый на кровати, сочинял для любимой стихи, а до этого целый месяц лежал в палате смертников и читал там вслух таким же умирающим, как он, “Дубровского”. Фронтовиком, вышедшим на костылях из казанского госпиталя и мечтающим записать на бумаге пьесу, которая уже сложилась в его голове.
Поразительно, как, вспоминая о пережитом (а среди пережитого – восемь месяцев в гипсе с газовой гангреной!), он всегда говорит о... счастье и благодарит всех, кто встретился на его жизненном пути.
Недавно Борис Васильев в одной из телепередач вспоминал, как был послан из госпиталя ранеными обменять сахар на махорку, сел на забор и стал выглядывать мужиков. Вдруг идет один хромой, еле-еле передвигается. Говорит, что махорки нет, но завтра, когда пойдет на рынок, поменяет. Васильев кинул ему сахар, вернулся в палату, где все на него набросились – ни сахара, ни махры. На другой день хромой мужичок приковылял, принес махорку. Это был Виктор Розов.
“Я – человек судьбы, – часто повторяет Виктор Сергеевич, – мне абсолютно ясно, что Божественное предопределение существует”.
Нелегко найти среди нас, взрослых, другого человека, столь по-детски упрямо и свято верящего в добро, свет, братство и счастливый конец пьесы под названием “Жизнь”. Розов продолжает говорить о любви, милосердии, доброте, о том, чтобы мы берегли друг друга... На такую открытую проповедь добра сейчас мало кто решается. Считают, что время прописных истин ушло навсегда.
Но если оно ушло навсегда, то почему в храмах, когда священник в конце службы выходит на амвон для проповеди, все подвигаются ближе, ближе к батюшке, и никто не шелохнется, все обращаются в слух и только того боятся, что не расслышат. Отчего это? Ведь ничего нового батюшка не рассказывает, абсолютно ничего. Он лишь своими живыми словами говорит о том, что известно уже две тысячи лет.
В фильме “Летят журавли” есть такой эпизод: бабушка вместо крестика дает Борису, уходящему на фронт, пуговку. Обычную пуговицу. Бабушка крестит ее и дает. Сколько в этом правды – и о жизни, и о вере, и о любви. Нет, не случайно именно в последние годы нам особенно стал дорог и этот фильм, и герои пьес Розова, наивные и прямодушные, влюбленные и бесстрашные “розовские мальчики”.
Виктор Розов ни в советские, ни в последние годы не претендовал на учительство, но он с мудростью много перестрадавшего человека тихим голосом свидетельствовал об истине.
В своем недавнем обращении к делегатам съезда Союза театральных деятелей России Виктор Сергеевич написал: “...Нет ничего вечного в бренном мирском состоянии. Осознаю сейчас эту истину как мало кто из вас. Потому и призываю, прошу: не скупитесь творить добро, пусть самое скромное и неприметное. В нем, и только в нем мы сохранимся во времени, по нему – сотворенному нами добру – будут вспоминать и судить нас...”
В это трудно поверить, но обращение старейшего русского драматурга не было зачитано на съезде. Люди узнали о нем позднее – благодаря публикации в “Литературке”.
Любовь к Розову и его героям передалась мне, видимо, по наследству от мамы и дедушки Леонида. Дедушка с карандашом в руках читал статьи Розова, интервью с ним. Сегодня эти вырезки передо мной, и я особенно внимательно читаю те строки, что подчеркивал дедушка.
Когда мы жили на Алтае, мама писала рецензии на первые розовские пьесы. В нашем домашнем архиве чудом сохранился мелко исписанный пожелтевший листок бумаги, под ним стоит дата “24 декабря 1960 г.”. Тогда стали популярны новогодние приветствия от знаменитых людей, и вот молодежная редакция, где работали мои родители, попросила прислать такое приветствие Виктора Розова. В недавно вышедшем собрании сочинений Розова этого текста нет, да и сам Виктор Сергеевич о нем скорее всего давно забыл, поэтому позволю себе еще одну цитату: “...Пожелаем друг другу ясного неба над головой... Все люди живут и сугубо личными, интимными, им одним принадлежащими чувствами. И мир этих чувств может быть очень интересным и прекрасным. Я желаю вам, каждому в отдельности, обогащения и укрепления своего внутреннего мира. А если у кого на пути возникнут трудности – мужественного и честного преодоления их...”
Пока я работаю над этой заметкой, Виктор Сергеевич и его верная спутница Надежда Варфоломеевна (они вместе с 1945 года, а познакомились на детской елке в 1935-м!) остаются в больнице. И я снова и снова повторяю про себя: “Милые, дорогие! Возвращайтесь живыми!”


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru