КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ЮБИЛЕЙ
“Не скупитесь творить добро...”
21 августа Виктору Сергеевичу Розову
исполняется 90 лет
И ты приходишь вся из света,
Моей единственной во всем,
В том платье, помнишь, из вельвета
С коротким узким рукавом...
Из стихотворения, которое Виктор Розов написал в
госпитале
и посвятил любимой девушке Наде. 1942 год
Свою первую пьесу он написал в середине
войны, шестьдесят лет назад. А поставили ее
впервые только в 1957 г. под названием “Вечно
живые”. Новый театр “Современник” открылся
именно премьерой “Вечно живых”. Молодой
руководитель театра Олег Ефремов играл роль отца.
Вскоре пьеса шла одновременно почти в ста
театрах страны!
В 1958-м “Вечно живые” – на экране. Фильм “Летят
журавли”, снятый Михаилом Калатозовым, получает
в Каннах Золотую пальмовую ветвь.
В те дни только жена Надя знала, что “Вечно
живые” написаны в 1943 году солдатом-калекой при
тусклом огоньке коптилки. Он тогда только
вернулся после ранения в родную Кострому, вскоре
схоронил отца, голодал... Друзья отнесли пьесу
местному цензору-старичку, на другой день он
вернул рукопись со словами: “Плакал... но
запрещаю”.
И вот через четырнадцать лет – триумф, награды,
мешки писем. В келью Зачатьевского монастыря (тогда
там были коммуналки), где они с Надей жили,
приходили самые знаменитые люди Москвы. Все это
могло бы кому угодно закружить голову, но только
не Розову. Он слишком многое пережил к своим
тогдашним тридцати шести.
Потом его пьесы были в моде и выходили из моды, их
ставили и о них забывали, критика возносила его
до небес и шмякала оземь, власть то лезла к нему с
объятиями, то обдавала холодом. А он был и остался
Розовым.
Тем голодным подростком, который мечтал о театре
и играл в школьной постановке роль Дождя, робко
произнося всего одну фразу: “Ничего, ничего, я
сейчас пройду...”
Юным актером, что трепетно учился у Марии
Ивановны Бабановой. Новобранцем, что 10 июля 1941
года шел по темным московским улицам с
Краснопресненской дивизией народного ополчения
и услышал женский голос, благословлявший в путь:
“Возвращайтесь живыми!”
Солдатиком, который в госпитале, полгода
распятый на кровати, сочинял для любимой стихи, а
до этого целый месяц лежал в палате смертников и
читал там вслух таким же умирающим, как он,
“Дубровского”. Фронтовиком, вышедшим на
костылях из казанского госпиталя и мечтающим
записать на бумаге пьесу, которая уже сложилась в
его голове.
Поразительно, как, вспоминая о пережитом (а среди
пережитого – восемь месяцев в гипсе с газовой
гангреной!), он всегда говорит о... счастье и
благодарит всех, кто встретился на его жизненном
пути.
Недавно Борис Васильев в одной из телепередач
вспоминал, как был послан из госпиталя ранеными
обменять сахар на махорку, сел на забор и стал
выглядывать мужиков. Вдруг идет один хромой, еле-еле
передвигается. Говорит, что махорки нет, но
завтра, когда пойдет на рынок, поменяет. Васильев
кинул ему сахар, вернулся в палату, где все на
него набросились – ни сахара, ни махры. На другой
день хромой мужичок приковылял, принес махорку.
Это был Виктор Розов.
“Я – человек судьбы, – часто повторяет Виктор
Сергеевич, – мне абсолютно ясно, что
Божественное предопределение существует”.
Нелегко найти среди нас, взрослых, другого
человека, столь по-детски упрямо и свято верящего
в добро, свет, братство и счастливый конец пьесы
под названием “Жизнь”. Розов продолжает
говорить о любви, милосердии, доброте, о том,
чтобы мы берегли друг друга... На такую открытую
проповедь добра сейчас мало кто решается.
Считают, что время прописных истин ушло навсегда.
Но если оно ушло навсегда, то почему в храмах,
когда священник в конце службы выходит на амвон
для проповеди, все подвигаются ближе, ближе к
батюшке, и никто не шелохнется, все обращаются в
слух и только того боятся, что не расслышат.
Отчего это? Ведь ничего нового батюшка не
рассказывает, абсолютно ничего. Он лишь своими
живыми словами говорит о том, что известно уже
две тысячи лет.
В фильме “Летят журавли” есть такой эпизод:
бабушка вместо крестика дает Борису, уходящему
на фронт, пуговку. Обычную пуговицу. Бабушка
крестит ее и дает. Сколько в этом правды – и о
жизни, и о вере, и о любви. Нет, не случайно именно
в последние годы нам особенно стал дорог и этот
фильм, и герои пьес Розова, наивные и прямодушные,
влюбленные и бесстрашные “розовские мальчики”.
Виктор Розов ни в советские, ни в последние годы
не претендовал на учительство, но он с мудростью
много перестрадавшего человека тихим голосом
свидетельствовал об истине.
В своем недавнем обращении к делегатам съезда
Союза театральных деятелей России Виктор
Сергеевич написал: “...Нет ничего вечного в
бренном мирском состоянии. Осознаю сейчас эту
истину как мало кто из вас. Потому и призываю,
прошу: не скупитесь творить добро, пусть самое
скромное и неприметное. В нем, и только в нем мы
сохранимся во времени, по нему – сотворенному
нами добру – будут вспоминать и судить нас...”
В это трудно поверить, но обращение старейшего
русского драматурга не было зачитано на съезде.
Люди узнали о нем позднее – благодаря публикации
в “Литературке”.
Любовь к Розову и его героям передалась мне,
видимо, по наследству от мамы и дедушки Леонида.
Дедушка с карандашом в руках читал статьи Розова,
интервью с ним. Сегодня эти вырезки передо мной, и
я особенно внимательно читаю те строки, что
подчеркивал дедушка.
Когда мы жили на Алтае, мама писала рецензии на
первые розовские пьесы. В нашем домашнем архиве
чудом сохранился мелко исписанный пожелтевший
листок бумаги, под ним стоит дата “24 декабря 1960 г.”.
Тогда стали популярны новогодние приветствия от
знаменитых людей, и вот молодежная редакция, где
работали мои родители, попросила прислать такое
приветствие Виктора Розова. В недавно вышедшем
собрании сочинений Розова этого текста нет, да и
сам Виктор Сергеевич о нем скорее всего давно
забыл, поэтому позволю себе еще одну цитату: “...Пожелаем
друг другу ясного неба над головой... Все люди
живут и сугубо личными, интимными, им одним
принадлежащими чувствами. И мир этих чувств
может быть очень интересным и прекрасным. Я желаю
вам, каждому в отдельности, обогащения и
укрепления своего внутреннего мира. А если у кого
на пути возникнут трудности – мужественного и
честного преодоления их...”
Пока я работаю над этой заметкой, Виктор
Сергеевич и его верная спутница Надежда
Варфоломеевна (они вместе с 1945 года, а
познакомились на детской елке в 1935-м!) остаются в
больнице. И я снова и снова повторяю про себя:
“Милые, дорогие! Возвращайтесь живыми!”
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|