ПЯТАЯ ЧЕТВЕРТЬ
Лето почти прошло, подходит к концу
и сезон летних ученических лагерей. В последнее
время среди них все больше становится таких,
которые придуманы и организуются слаженными
педагогическими или даже детско-взрослыми
командами, чьих идей и дел хватает не только на
учебный год, но и на лето. Устраивая свою жизнь в
лагере, эти коллективы используют
педагогические технологии, в основе которых
лежат идеи и наработки коммунаров 70-х годов.
Часто лагерная смена является продолжением
каких-то зимних еще проектов и рождает планы на
встречи, которые непременно состоятся после
того, как летняя поездка закончится. Кстати,
теперь у подобных лагерей есть шанс получить
бюджетное финансирование на проведение учебной,
творческой, туристической смены или социальной
практики. Чтобы это могло случиться с вами на
будущий год, нужно подать заявку в органы
управления образованием до конца декабря. Самое
время подумать!
Фабрика лидеров, или Шоу-индустрия
отдыхает
Школа социального творчества в
Верещагине
Еще в июне мы дали обещание побывать
в лагере «Школа социального творчества», который
вот уже четвертый год работает на территории
небольшого городка Верещагино Пермской области,
и коротко рассказали о его истории и замысле (смотрите,
пожалуйста, № 40/2003). Команда педагогов из
пермской гимназии № 3 приезжает сюда вместе со
своими ребятами. Открывается сезон, в работе
которого участвуют и юные верещагинцы.
– В Верещагине 32% населения – молодежь
от 14 до 30 лет. Не обращать на них внимания было бы
преступно, – говорит Васса Павловна Тронина,
главный специалист по молодежной политике
администрации Верещагинского района. – Наши
кадры, даже прошедшие переподготовку, не всегда
решаются взяться за дело, не имея команды. А вот
пермские педагоги – именно команда, грамотная и
талантливая.
Уже минимум 14 лет воспитание ребят, которые
способны и привыкли нести ответственность за
самих себя и за общее дело, – основное
направление в работе педагогического коллектива
гимназии № 3 г. Перми. Речь идет об
ответственности в учебе, в управлении школьной
жизнью и в жизни вообще. Из 560 учеников гимназии
около двухсот – постоянные члены творческих и
лидерских коллективов (ученического парламента,
детского объединения «Акварель», лидерских
команд классов). Летний лагерь стал здесь
продолжением общей работы, тех самых сборов,
конференций, походов, которые затягивают
учеников и учителей не только самой гимназии, но
и других школ города.
– Теперь вот распространились и на Верещагино, –
смеются все.
В лагерь тебя возьмут не потому, что ты уже лидер
и молодец, а потому, что хочешь им быть и готов
стараться. Но стараться придется! Об этом с
подателями заявлений задолго до начала смены
серьезно беседует руководитель проекта Татьяна
Владимировна Новикова (она же завуч гимназии).
Обычно 2–3 ребенка заявления забирают. Остальные
едут в Верещагино, где вместе с местными ребятами
проводят акции в помощь пожилым людям, инвалидам
или малышам, показывают спектакли – вариантов
много. В этом году ребята из лагеря задавали тон
на городском праздновании Дня молодежи. Они не
только открыли собственную творческую площадку
с играми и конкурсами, но и активно участвовали в
работе других, созданных местными общественными
организациями и учреждениями дополнительного
образования.
– В «Школе социального творчества» невозможно
разделить полезные дела и отдых, праздник.
Трудовой десант по уборке верещагинских улиц
обычно проходит с особым воодушевлением и для
многих из нас становится самым запоминающимся
событием смены, – говорят ребята.
А психологи из пермской команды считают, что
фольклорные игры важны ничуть не меньше, чем
оргдеятельностные, просто у каждого вида игр
своя задача. Они же (психологи) отказались от идеи
заранее запланированных «тренингов». Все
специальные упражнения, игры предлагаются
только по ситуации, когда в них возникает
потребность именно у этой группы детей. К слову
сказать, формы деятельности (учения, социальной
работы, отдыха) здесь принято обсуждать с самими
подростками. Наверное, во многом благодаря этому
ребята стали не только знатоками всевозможных
игр и конкурсов (широко- и малоизвестных), но и
большими их придумщиками.
В лагере вожатых нет. Есть совет командиров. Есть
лидеры в отрядах – твои же сверстники. Есть
оформители, хозяйственники.
Задача нынешней смены была – разобраться, кто
такой лидер. Даже смену назвали «Фабрика
лидеров». По правде сказать, педагоги надеялись
получить в конечном счете некую универсальную
модель, список качеств. Конечно, они предполагали,
что ответ возьмется не из головы, а на основе
анализа нескольких совместных дел. В первые три
дня дела провели (отряды сами решали, как
распределить общую работу)… но модели лидера не
получили.
Что же произошло?
Анализируя свою деятельность, дети говорили:
посмотрите, у меня лучше получается организовать
отряд, а у него (у нее) – утешить плачущего (помочь
приготовить обед, отрепетировать с другими танец).
Учителя и психологи честно сидели ночами и все
пытались понять, какая же «модель» скрывается за
этими заявлениями. Наконец их осенило: дети
обозначили спектр деятельности лидеров. Первым
можно быть и в написании сценария, и в
приготовлении обеда. Когда это было проговорено,
получилось продвинуться дальше – разобраться,
что значит быть первым, за каким лидером готов
пойти я сам, чего лидеру делать ни в коем случае
нельзя. Лидеры в отрядах (лидеры-организаторы)
говорят, что самое трудное – быть терпеливым.
Терпением они называют умение сдержать гнев,
злость, «псих», когда что-то не выходит у тебя
самого или у другого, и начать сначала.
Трудно – передать, отдать лидерство.
– Когда твои подопечные сами начинают делать то,
в чем ты им помогал, ты думаешь, что они
отворачиваются от тебя, чувствуешь себя ненужным.
Но нельзя обижаться на них, нужно радоваться и
суметь стать их партнером.
Это понимает человек в 16 лет! А всегда ли мы,
взрослые – родители, учителя, – можем отдать
свое лидерство, свое первенство тем, кто идет за
нами?
За эти четыре года кое-что изменилось в самом
Верещагине. Второй год действует волонтерский
отряд мэра – группа старшеклассников, которые
тоже берутся за социальные акции (благотворительность,
опросы населения). В апреле прошел I Форум
молодежи Верещагинского района.
– Ребята здесь очень цепкие. Для некоторых наша
смена становится стартовой площадкой в
реализации собственных идей. Например, ребята из
Соколова в этом году весь лагерь заставили
обсуждать проект музыкального фестиваля для их
территории. Даже смету составили.
Пусть у них все получится!
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|