ПЕДАГОГИКА ПЕРЕЖИВАНИЯ
Математика впечатлений и логика грез
У каждого возраста свой способ
познания мира. И школа должна с этим считаться
Есть ли у вас образ ребенка?
Мне кажется, опыт глубоких переживаний необходим
не только ребенку, но и взрослому, который
общается с ним. Я имею в виду прежде всего
переживание учителем возраста конкретных детей,
с которыми он сейчас работает. Как будто бы
взрослый входит в тело, в душу ребенка, кожей
чувствует, что значит быть восьмилетним,
двенадцатилетним. Думается, только из такого
знания-чувства можно выстраивать учение и
продуктивное общение, решая те задачи, которые
ставит возраст.
Ребенок хочет все попробовать, и мы можем
обращаться к этой его открытости чувств, а не
давать сразу строгие, логически выверенные
знания. В первом классе вальдорфской школы вся
учебная программа выстраивается вокруг
переживания сути звука, слова, числа,
математических действий. Что такое вычесть,
прибавить, разделить? В этом возрасте важно
уловить целостный образ того, что предлагается к
изучению. В играх, песнях, рисунках происходит
переживание математического действия именно как
действия, деятельности. Что значит один? Я один
такой, мир один, я особенный в этом мире. Три – три
человека, семья, Рождество. Получается не
математика ради математики, а проживание жизни, в
которой есть место математике, но она не ломает
душу ребенка логикой, а открывается ему как яркий
мир понятных образов. Точно так же дети
переживают образ буквы. Семилетний ребенок еще
находится в мире грез, ему очень близки народные
сказки. Поэтому и многие истории о буквах и
числах устроены как сказки, в которых ученики
оказываются действующими лицами. Эти сказки
позволяют ребенку сделать следующий шаг роста –
перескочить из волшебного мира в мир отношений
людей.
Второй-четвертый: между добром и
злом
Ко второму классу ребенок начинает видеть, что на
самом деле мир не так гармоничен и прекрасен, как
это воспринималось в младенчестве. Он уже
отчетливо различает зло и добро, действующие в
мире, и часто сам выбирает сторону зла. Например,
ему нравится дразнить, задевать, кривляться, он
бывает в это время очень похож на маленького
зверька. Чтобы помочь ребенку пройти это
состояние, в программу второго класса включены
басни о животных, которые становятся смысловым
центром года. С другой стороны, мы показываем
ребенку и противоположность этого «животного»
состояния – рассказываем жития святых, открывая
перед ним некоторый идеал, путь жизни.
Третий класс – кризисный возраст, переживание
выделения себя из мира, ощущение его огромности и
собственной беспомощности. Наступает время
ухода из детства. Параллель в человеческой
культуре – изгнание из Рая, возникновение
человеческой цивилизации. Отражая эти ощущения
детей, мы читаем истории из Ветхого Завета,
изучаем ремесла, работаем так, как работал
человек, не знавший еще техники. Лепим своими
руками глиняные плошки, выращиваем овощи и даже
хлеб, повторяя весь технологический процесс,
сами печем пироги. В это же время практическим
путем постигаются меры веса, меры длины,
технология строительства дома. Дети сами строят
деревянные беседки, вяжут носки, шапки. И у них
внутри появляется ощущение устойчивости,
фундамента, крыши как противовес тому разброду,
который они ощущают в себе и с которым не могут,
естественно, еще совладать. «Я могу сделать
что-то конкретное, нужное» – это важное ощущение
для девятилетнего человека. Благодаря ему дети
выходят из кризиса ровнее, хотя дробление мира на
части, окончательная утрата чувства целостности
продолжается и в четвертом классе.
Подростки: в поисках идеала
Но главный кризис случается в конце пятого –
шестом классе, наступает драматическое время и
для детей, и для учителя. Ведущие мотивы жизни
этого возраста – стремление к завоеванию мира,
продвижение вперед, доверие к силе, жажда
справедливости. Поэтому и ведущая тема шестого
класса – древнеримская культура (следом за
греческой гармонией – основной темой пятого
класса), где жажда расширения мира и
справедливости – тоже в числе ведущих.
Шестиклассники полны поверхностных интересов,
им хочется как можно больше разного, но они
касаются всего неглубоко, как будто примеряя, что
им подойдет. Поэтому впечатления и ощущения
продолжают играть в учебной жизни огромную роль.
Вот эпоха физики в шестом классе. Мы изучаем
явление света. Спускаемся всем классом в подвал,
каждый в полной темноте должен пройти свой путь,
натыкаясь на всевозможные препятствия. Это
сильнейшие переживания, причем влияющие не
только на качество физических знаний, но и на
личностный рост подростка. Ведь они постоянно
проверяют себя, а испытание темнотой и
неизвестностью – одно из серьезных испытаний.
Когда они, помогая друг другу, собираются вместе
и в полной темноте потихоньку разгорается
лампочка, высвечивающая предметы, это появление
света среди тьмы оказывается настолько сильным
впечатлением, что потом ребята с удовольствием
описывают его в текстах. И на этот фундамент
переживаний целостного образа света и тьмы очень
крепко потом ложатся и опыты с линзами, и
теоретические уроки о природе света.
Все последующие годы также имеют свои особенные
смысловые точки и пространство для переживаний,
хотя после седьмого класса вместо одного
классного учителя появляются
учителя-предметники и вообще весь учебный цикл
существенно перестраивается, исходя из
возрастных психофизических особенностей
старших подростков. Третье семилетие (14–21 год) –
это время усиленного поиска идеала, порой
драматичного, заканчивающегося уходом из мира,
если, по мнению подростка, в нем не находится
места для идеала. Поэтому не случайно смысловой
центр восьмого класса – биографии великих людей,
не случайно в последних классах главными
считаются курсы истории науки, искусства,
религии, литературы, философии, которые
позволяют построить целостную картину мира,
увидеть во всей глубине красоту человека.
Ирина НИКИТИНА,
вальдорфский педагог
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|