ПЕДАГОГИКА ПЕРЕЖИВАНИЯ
Композитор Григорий Фрид: “Все в жизни
происходит под музыку, даже если мы иногда и не
слышим ее”
Уже тридцать восемь лет собираются
каждый четверг с октября по апрель в Доме
композиторов участники Московского молодежного
музыкального клуба. Когда в шестьдесят пятом
клуб впервые открыл свои двери для молодежи,
стремившейся не только слушать и исполнять
серьезную, классическую музыку, но и обсуждать
проблемы творчества и самой жизни, никто и не
предполагал, на сколько лет продлится этот
разговор. Это было необычно, свежо, ново – обмен
мыслями без заранее утвержденного сверху
сценария встреч. И конечно, участники диалогов не
могли обойти вниманием педагогику искусства, с
увлечением рассуждали о способах и средствах
воспитания детей при помощи музыки. Сегодняшний
состав клуба другой – другие времена. Но
бессменный его руководитель и ведущий вечеров
московский композитор Григорий Самуилович Фрид
по-прежнему приглашает задуматься: что есть
музыка в жизни маленького ребенка? Насколько
важно думать об этом, когда мы говорим о
преимуществе воспитания сердца перед всеми
другими путями педагогики?
На музыку часто смотрят как на источник
удовольствия, развлечений. В действительности же
она гораздо более глубока и способна отражать
самые тонкие душевные движения человека. В
идеале любого ребенка надо обучать музыке,
впрочем, так же как живописи и поэзии, чтобы
помочь ему познать мир и себя самого. Музыка –
это единственное непредметное искусство,
позволяющее человеку удовлетворить жажду
идеального. Однако объяснить, что и как
происходит в душе человека, слушающего музыку, на
мой взгляд, логическим образом совершенно
невозможно. Как получается, что мелодии
сохраняют и передают самые сложные душевные
движения человека, – этого не знают даже самые
серьезные музыканты. Очевидно лишь, что люди,
слушающие и не слушающие серьезную музыку,
сильно отличаются друг от друга.
Мне кажется, очень важно как можно раньше
погрузить ребенка в этот мир, чтобы в него вошло
нечто, что живет в музыке, которую мы называем
великой, гениальной, прекрасной. Для маленького
ребенка добро и красота – синонимы. И красивая
музыка (кстати, необязательно спокойная и
веселая, но и тревожная, волнующая) поможет ему
незаметно для себя выработать этические и
эстетические критерии отношения к жизни, поможет
войти в некий идеальный мир и сохранить себя с
его помощью в моменты житейских испытаний.
Музыка порождает желание представлять,
воображать, она разговаривает с нами на языке
чувств, что очень близко всякому ребенку. И
детская душа отзывается на стройные, гармоничные
мелодии. Кроме того, музыка обладает памятью, она
помогает ребенку запоминать себя. Скажем, вам
когда-то нравились пьесы из “Детского альбома”
Чайковского, вы часто их слушали, и этот период
времени совпал с серьезными потрясениями в вашей
семье. Прошли годы. И вдруг, услышав эту музыку
снова, вы ясно вспоминаете не только бывшие тогда
события, но и ваше душевное состояние того
момента. Означает ли это, что, если нам важно
сохранить в душе ребенка яркое воспоминание,
стоит специально использовать музыку? Совсем
нет. Все в нашей жизни происходит под музыку, хотя
иногда мы и не слышим ее. У каждого человека своя
музыка жизни, он сам подобен музыкальному
инструменту.
Как вводить ребенка в мир музыки? Есть путь
профессионального постижения законов музыки. Но
такое знание ребенку вряд ли подходит. Он музыку
чувствует, он, как кораблик, плывет в звуковом
потоке и совершенно спонтанно высказывает своим
наивным языком возникшие чувства и
представления. Что ему совершенно необходимо,
так это привычка к слушанию. Ведь музыкальный
язык – один из многих языков мира, чтобы его
понимать, надо вслушиваться, обладать некоторым
“словарным запасом”. Причем я не имею в виду
здесь профессиональное обучение
исполнительскому мастерству, а именно частое
слушание дисков, кассет, живого звучания мелодий.
Ведь мы с вами говорим о любом ребенке, всяком
ребенке, который нуждается в воспитании
настоящей, серьезной музыкой, хотя и не
собирается быть музыкантом.
Один вид музыкальных инструментов – блестящей
флейты, изящной скрипки, похожей на улитку
валторны, арфы с разноцветными струнами –
способен очаровать и воодушевить малыша с его
поэтическим видением мира. А если рассказывать
детям сказки о музыкальных инструментах, о
великих музыкантах, воображать вместе о музыке и
под музыку, сколько прекрасных мгновений можно
пережить!
Когда мелодии становятся тем воздухом, которым
дышит маленький ребенок, тогда все в порядке. Он
играет, засыпает под гармоничные звуки и со
временем сам весь пропитывается ими. Он любит
музыку, потому что привык к ней, у него множество
душевных ассоциаций с разными музыкальными
произведениями. Постепенно возникает
музыкальность его речи, движений, чуткость к
красивому и безобразному, способность их
различать и выбирать красоту. В доме моих
родителей-музыкантов даже в страшные годы
Гражданской войны и репрессий я всегда слышал
звуки скрипки или фортепьяно. И вырос с
ощущением, что музыка и есть жизнь, только
мелодически организованная. Я знаю случаи, когда
под влиянием красоты звука у человека
просыпалось желание внутренней красоты и
стройности жизни, и он что-то менял в ней. Один из
членов нашего клуба, детский врач, как-то сказал,
что как детские поликлиники обслуживают детское
население, поддерживая физическое здоровье
нации, так и музыка должна бы звучать у колыбели
каждого ребенка, чтобы напитать его душу.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|