ПОВЕСТКА ДНЯ–РЕГИОНЫ
Школа чрезвычайной ситуации
Похоже, правительство нашло быстрый и
дешевый способ сократить расходы на образование
В прошлом месяце президент В.В.Путин
принял в один день сразу двух министров –
образования и по чрезвычайным ситуациям. Обоим
задал один и тот же вопрос о пожарной
безопасности и состоянии готовности школ к
новому учебному году. Судя по протокольной
съемке, показанной по всем центральным каналам,
президент был сильно озабочен этим вопросом, и
ему действительно хотелось выяснить, что могут
сделать ведомства, чтобы избежать новых жертв.
Образовательный ответ был, как обычно,
лапидарный: мол, разработали программу,
прилагаем все силы…
А генерал Шойгу ответил по-военному: «Есть.
Задачу понял».
Для профилактики прошла вводная Министерства
внутренних дел – усилить надзор за пожарной
безопасностью. Однако, судя по всему, пожарным не
очень доверяют в этом вопросе, поэтому, хотя они и
постарались припугнуть управления образования в
своих регионах, со всех сторон идет информация:
десятки школ не готовы, сотни школ закрыли... –
тем не менее все это, как нам кажется,
предварительная зачистка. Основной удар
придется на последнюю декаду августа, когда в
школы пойдут бригады МЧС и спасатели Шойгу без
«ложного гуманизма» (авторство термина
принадлежит самому главе МЧС; раньше боролись с
абстрактным гуманизмом, теперь будут с ложным)
начнут действительно сотнями закрывать школы и
детские сады, а заодно ПТУ, а может быть, и вузы.
Вот вам и оптимизация сети.
В России слишком много образовательных
учреждений и учителей много, вообще население
большое – прокормить, одеть и выучить трудно. А в
результате того, что десятилетиями никто не
заботился о школе, она, естественно, ветшала и
пришла в негодность. Чиновники путаются в
показаниях: медики считают, что в аварийном
состоянии 7,5 процента школ, образовательные
чиновники в регионах называют от 15 до 30
процентов, по нашим данным, если добавить школы,
нуждающиеся в ремонте, а также школы без
канализации и центрального отопления, то
получится около 65 процентов.
Но в любом случае эти расчеты почти бессмысленны.
Денег на капитальный ремонт нет и не предвидится.
Поэтому решение появилось как бы само собой: «без
ложного гуманизма» закрыть часть школ.
Количество детей при всем желании сократить
нельзя, но ученический контингент можно
перевести в еще сохраненные школы. Двух-,
трехсменка для России – дело не новое, и вместо
затрат на ремонт и зарплату получается еще
экономия, да нешуточная: годовой бюджет школы в
среднем как минимум около 15 миллионов рублей, а
если закрыть, например, 10 тысяч школ, то это
миллиарды. Так можно ВВП не только удвоить, но и
утроить, если подойти к делу с огоньком,
инициативно и, главное, «без ложного гуманизма».
Врачи, правда, могут затянуть знакомую песню о
вредности занятий во второй половине дня,
родители станут возмущаться, что закрыли школу
рядом с домом, профсоюзы закатят истерику, что
без работы остались тысячи учителей. Но им
зададут только один вопрос: вы хотите, чтобы ваши
дети горели в школах? Ну, что вы на это скажете?
Конечно, скажете: «Ладно, ради безопасности детей
пусть закрывают школы». Вот и решение, например,
проблемы сельских школ. А то годами
дискутировали, обсуждали: «Без школы село умрет».
Тут все решается быстро и без проволочек:
отопление печное – закрываем. Такая вот
чрезвычайная ситуация. И надо сказать, что во
всей этой чрезвычайщине есть своя логика.
Заключается она, на наш взгляд, в том, что
правительство, не сумев добиться улучшения в
образовании экономическими механизмами и
структурными реформами, похоже, теперь намерено
добиваться результатов другими средствами,
например силовыми. Заодно и народу показать, что
демократия с ее публичными обсуждениями и
другими формами забалтывания проблемы
категорически неэффективна. Например, чтобы
закрыть одну сельскую школу в Самарской
губернии, там собирают сход, долго убеждают
жителей, силы тратят, уговаривают. А тут приедет
военный, скажет: «Властью, данной мне Шойгу и
президентом, школа закрывается по причине ее
пожароопасности. Кто против?»
А кроме того, силовое решение образовательных
проблем может так понравиться, что спасателям
могут передать для решения вопроса и проект
стандартов, и определение норматива, и даже
общественное управление. И не надо бояться
человека с ружьем, то есть, простите, с
огнетушителем. Школа – это, конечно, не
землетрясение, но и здесь расхлябанности надо
положить конец. А там, глядишь, будет перестройка
в правительстве и все министерство ликвидируют
за ненадобностью, а в МЧС в управлении
пожаротушения возникнет небольшой отдел «Школа
чрезвычайной ситуации». Для преемственности
начальником отдела назначат доктора наук ,
профессора математики в звании полковника.
Согласитесь, это все-таки лучше, чем полковник
без степени или профессор без звания. По крайней
мере для образовательной безопасности.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|