ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
Открытия по дороге
Лето и отпуск подходят к концу, но
впереди еще несколько теплых недель, самое время
куда-нибудь поехать. С семьей или учениками; в
далекую многодневную экспедицию или на
двухчасовую экскурсию. А часто ли мы
задумываемся о том, чем будем заниматься по
дороге? Научили ли мы детей занимать себя в
дороге чем-то интересным? Не пополнят ли они ряды
огромной армии тех, кто в пути непрерывно жаждет
пить и есть, глядя на которых, иногда кажется, что
еда и питье – единственный повод для поездки?
Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что
экскурсии, особенно с младшими школьниками,
лучше всего проводить по понятному и интересному
для них поводу. Главное – уловить интерес детей к
привычным для взрослых вещам. Рядом с нашей
школой стоит дом, в котором жил известный хирург
Пирогов. Мемориальную доску ребята видят каждый
день, поэтому их вопрос «кто это?» был вполне
закономерным. И вот прошлой осенью мы с младшими
школьниками разного возраста отправились от
дома, где юный Пирогов жил, до места, где он
учился, а теперь расположен памятник. Ехать нужно
на метро, а потом еще и порядочное расстояние
пройти до памятника. Идем и по дороге обсуждаем,
как же он стремился учиться, если каждый день
проделывал весь этот путь пешком, без всякого
метро. К тому времени мы уже примерно неделю
читали про Пирогова, играли в его детство, знали,
чем он занимался, и прониклись к нему интересом.
Наконец добрались: все ходят, разглядывают
памятник, читают надписи, особенно поразил всех
череп, который Пирогов держит в одной руке. Стали
обсуждать почему: он был военным хирургом.
А один мальчик, причем старше большинства моих
экскурсантов, все что-то оглядывается, томится,
чего-то ждет, а я никак не пойму, в чем дело.
Спрашиваю, что случилось, оказывается, он все
ждет, когда же мы пойдем есть и пить. А мы перед
самым выходом из школы пообедали, то есть ребенок
не голоден, а у него просто рефлекс такой: раз
куда-то отправились, будем есть и пить. Тут уж не
до Пирогова.
И только потом, после поездки, я поняла, почему
так получилось: все дети несколько дней жили в
ожидании этой поездки, а этот мальчик в играх и
рассказах о Пирогове не участвовал.
После этой поездки я сформулировала для себя то,
что интуитивно делала и раньше: с детьми надо
обсуждать, куда мы едем и зачем. Обязательно.
Едете ли вы со своими детьми или на экскурсию со
школьниками – у них должен быть собственный
смысл происходящего.
Илзе РОЖКАЛНЕ
Международный институт игропедагогики
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|