ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
И еще раз о тестах...
Сколько бы ни говорили о
несовершенстве этой формы оценки, и от нее может
быть польза. Но только в том случае, если учитель
сам решит, какие тесты нужны ему и ученикам
Тесты пришли в российскую школу
совсем недавно, но нареканий вызвали уже
предостаточно. Дети их боятся, учителя критикуют,
однако тестовую проверку знаний в выпускном
классе навязывают все большему количеству
регионов. Остается смириться и попробовать найти
в этом методе что-нибудь положительное. И уже
сейчас подумать о том, как сделать тестовую форму
контроля привычной и не страшной для наших
учеников.
Тесты – не только для оценки
По моему опыту работы в самой обычной школе с
неотобранными учениками, только треть
школьников испытывают естественный интерес к
получению учебных знаний. Вторая треть
совершенно безразлична к информации, не
связанной непосредственно с жизненными
интересами. Еще одна треть вообще находится в
пассивном состоянии.
Легко вести урок, когда в классе доминируют
представители первой группы. Тогда возможно все
– и уроки по старой классической схеме, и лекции,
и семинары. Можно экспериментировать,
чувствовать себя свободно и даже менять план
урока на ходу. Это учительское счастье. Когда в
классе доминирует вторая или третья группа,
ситуация сильно осложняется. Речь учителя в
лучшем случае воспринимается как посторонний
шум. Часто в зависимости от темы она становится
поводом для насмешек.
Психологи все давно объяснили. Дети второй и
третьей групп интересны друг другу гораздо
больше, чем учитель со своими рассказами. Их
главная задача – обратить внимание сверстников
на себя. С такой оценкой можно спорить, но сначала
нужно признать ее реальность и перестать
замалчивать.
Меняется жизнь, общество, меняются дети – должен
измениться и процесс образования: стать более
универсальным, рассчитанным на всех, пока
обучение коллективно, а не индивидуально.
Вспомним истину: обучение процесс активный.
Насильно, то есть против воли, человека никто,
никогда, ничему не научил! Учитель выполняет
важную роль помощника, который создает
благоприятные для образования условия.
Опыт учителей-практиков показывает, что взывать
к совести лентяя или подростка, который плохо
контролирует свое поведение, конечно, можно. Но
это занятие абсолютно индивидуальное и очень
трудоемкое. Коллектив настолько сильно влияет на
человека, что некоторые ученики в беседах
наедине кажутся совсем другими людьми. А ведь
именно они на уроке были настолько возбуждены,
что не могли сосредоточиться, реагировать на
слова учителя и просто сидеть спокойно. За
рубежом этот распространенный синдром
наблюдается у трети школьников и получил
название «гиперактивность с дефицитом
внимания».
Удивляться и сокрушаться бесполезно. Надо
создавать такие условия, чтобы для начала
подросток так или иначе был включен в конкретное,
пусть даже самое простое дело, требующее хотя бы
элементарных умственных усилий.
Да, хотелось бы работать с детьми из первой
группы. Да, можно вести разговоры об
индивидуальном походе при коллективном
обучении. Но при наличии в классе 30 совершенно
разных учеников такой вариант остается
идеальной схемой и темой для разговора людей,
забывающих о реальности или не знакомых с ней
вовсе. Поэтому надо искать возможности для
универсального обучения разных детей
одновременно.
Такие возможности есть. Одна из них заключается в
том, что учебник, например по биологии, должен
быть приспособлен для самостоятельной работы
детей. Обычные вопросы после каждого параграфа
неудобны. Ответы на них в письменном виде
вынуждают учителя совершать огромную работу.
Неограниченный объем ответа, большое количество
учеников, их плохой почерк делают полученную
оценку необъективной, а подчас и совершенно
произвольной. Качественную рецензию трудно дать
вообще, а быстро и много рецензий – просто
нереально. Но ученик должен получать оценку на
каждом уроке. Немедленная оценка труда
привлекательна абсолютно для всех. А теперь
представьте, сколько «часов вечера» показывают
часы, если учитель просто прочитал 30 пространных
ответов на вопросы, написанные плохим почерком, и
объективно (!) их оценил. И это только у одного
класса. А где взять время на остальные? Когда
готовиться к следующим урокам? Когда следить за
новостями по специальности?
Тут придут на помощь тщательно продуманные
вопросы для самостоятельной работы учеников с
учебником в классе. (Открытые тесты для
коллективного обучения непригодны. Они – объект
индивидуальной работы и даже в этом случае могут
привести к ошибочной оценке.) Нужно много разных
вариантов этих «закрепляющих» вопросов. Они
должны иметь тестовый характер и быть достаточно
разнообразными по форме ответа. Проверять их
должно быть легко и быстро.
Сочетание устных тестов с самостоятельными
работами даст возможность поставить каждому
справедливую оценку на каждом уроке. Короче, к
каждому учебнику по биологии (а может быть, и к
учебникам по другим предметам) должен быть свой
задачник. Роль такого задачника сейчас выполняют
рабочие тетради. Но выполняют плохо из-за того,
что подавляющее большинство заданий в них
открытого типа, то есть пиши сколько хочешь, а
учитель все это будет потом расшифровывать из
последних сил до позднего вечера. А оценка все
равно получится субъективной (например, почерк
ученика оказался в виде исключения понятным, и
ему невольно хочется ставить оценку выше).
Зато принцип «один урок – одна оценка» очень
привлекателен для детей по чисто
психологическим причинам. Кроме того, труд
учителя значительно облегчается, оценки
становятся более объективными. Метод разработан
вынужденно под давлением реальных жизненных
обстоятельств. Недостатки у данного метода есть.
Один из главных – отсутствие у учеников
возможности устно излагать свои мысли.
Набор поурочных тестов можно использовать для
итоговой аттестации учеников на зачете и даже на
экзамене. В этом случае каждый вопрос
представляет собой один «экзаменационный
билет». Количество их будет зависеть от
конкретных условий. Чем больше вопросов, тем
объективнее итоговая среднеарифметическая
оценка. Разумеется, в этом случае предпочтение
надо отдавать вопросам не мелким и конкретным, а
более емким и обобщающим.
И наконец, поурочные тесты можно использовать
для написания школьных учебников. В этом случае
учебник пишется «задом наперед», т.е. можно
опираться не столько на набор тем (разделов),
сколько на количество и качество вопросов,
которые могут быть заданы по этим темам. С точки
зрения распределения информации по темам
учебник станет более однородным (качественным).
Исчезнут разделы, в которых слов много, а мыслей
мало.
Таким образом, тесты можно использовать не
только для оценки знаний на уроках, зачетах или
экзаменах, но и для быстрого обучения и
тренировки мышления (процесс выбора ответа
интересен и полезен). Тесты удобны и для создания
нормального психологического климата на уроках
(исключаются споры и сомнения по поводу
объективности оценки). Тесты могут пригодиться
даже для определения качества учебников. Это
универсальный инструмент, требующий постоянного
коллективного совершенствования, и я приглашаю к
сотрудничеству всех, кто заинтересовался этой
темой.
Как оценивать знания при
коллективном обучении (краткое описание
методики)
Поскольку беспристрастное отношение к
определенному человеку невозможно, то оценка его
знаний неизбежно содержит эмоциональную
составляющую, величина которой сильно зависит
как от опыта учителя, так и от актерского
мастерства отвечающего. На мой взгляд,
наибольшая объективность присуща оценкам,
полученным методом письменного тестирования.
Тесты должны быть предварительно проверены на
довольно большой группе человек и исправлены в
случае необходимости. Обязательна при этом и
статистическая обработка ответов. До этого
момента их даже считают не тестами, а тестовыми
заданиями, то есть вопросами, которые обладают
недостаточно надежной «проверяющей
способностью». Чем больше тестов, тем надежнее
оценка знаний. В серьезных случаях при оценке
знаний взрослых используют набор из 100–200
вопросов, ограничивая время размышления над
каждым. Это серьезнейшая проверка, требующая
хорошей подготовленности. Облегченный вариант
этой проверки уже используют в школах в виде
экзаменационных или зачетных тестов.
Кроме них существуют еще поурочные (рабочие)
тесты для текущей оценки знаний на каждом уроке.
Эти два вида тестов соотносятся, как
географические карты крупного и мелкого
масштаба. Именно поурочные тесты требуют к себе
особого внимания и при необходимости могут
заменить экзаменационные. А вот обратная замена
невозможна в силу постепенности прохождения
материала. Составлять поурочные тесты не трудно,
но долго. Это под силу любому учителю. Стоит
только помнить о некоторых особенностях тестов:
1. Тесты должны быть «закрытыми», то есть
иметь варианты ответов. «Открытые» тесты (они
предлагают дать любой свободный ответ) гораздо
менее надежны и трудны в оценке.
2. Краткость. Вопрос должен занимать одну строку,
2–3 строки хуже, потому что времени на уроках
мало. Вопрос должен быть кристально ясным.
Смысловое ударение в вопросе помещать следует в
конце, помня, что в предложении это самое сильное,
значащее место. Двойное толкование следует
исключить сразу, хотя чаще оно становится
заметным в процессе апробации (всегда находится
кто-то, понимающий все по-иному).
3. Варианты ответов. Оптимальное их число 4–6,
редко – 8. Каждый вариант – не более одной строки.
Уже две строки – хуже. Во-первых, нет времени, а
во-вторых, сложность вопроса резко возрастает.
Важно также, чтобы по количеству слов варианты
были примерно одинаковы, чтобы исключить скрытую
подсказку, которую часто можно найти по этому
признаку интуитивно.
4. Число правильных ответов зависит от
формулировки вопроса. Совсем не обязательно,
чтобы правильный ответ был единственным, как это
принято в экзаменационных тестах. Это труднее, но
поурочные тесты и должны быть труднее (тяжело в
ученье – легко в бою).
5. Каждый блок вопросов (тестов) необходимо
привязать к одной теме (или параграфу в учебнику)
и собрать в нем не менее 15 вопросов. Так удобнее
спрашивать трех человек одновременно, задавая
каждому по пять вопросов. Пять правильных
ответов – 5 баллов, четыре ответа – 4 балла и так
далее.
6. Одинаковая сложность вопросов желательна, но
это не всегда удается сделать. Иногда более
сложные вопросы могут быть помечены и приносить
не 1, а 2 балла.
В идеальном случае поурочные тесты
применяются в течение всего курса обучения,
который заканчивается экзаменационными тестами.
Сравнивая эти данные, можно более уверенно
ставить итоговую оценку. Разумеется, здесь
надежнее использовать не пятибалльную, а
многобалльную систему.
Необходимо строгое соответствие поурочных
тестов конкретному учебнику, который у детей
есть. Но не программе, которой у них нет и которая
сплошь и рядом учебнику не соответствует (в
частности, по биологии). Вопросы, выходящие за
рамки учебника, у учителя должны быть отмечены и
не занимать много места в общем ансамбле.
Поурочные тесты не коллекция случайных вопросов,
а именно продуманный ансамбль. По мере
прохождения материала на уроках в нем должны
постепенно проявляться вопросы обобщающего
характера, рассчитанные на знание уже
пройденного. Чем ближе к концу курса, тем таких
зачетных вопросов должно становиться больше –
это будет хорошей подготовкой к
экзаменационному тестированию.
Поурочные тесты, так же как и зачетные, требуют
апробации, то есть предварительной проверки и
соответствующей коррекции. Они тоже должны
превратиться из тестовых заданий в тесты, и здесь
коллективные усилия разных учителей совершенно
необходимы (идеально – с авторами учебников).
Только тогда можно будет говорить об их высоком
качестве. И такие поурочные тесты смогут
дополнить учебники по многим предметам,
например, биологии, географии, химии, физике. Они
будут своеобразными задачниками, оценивающими
качество знаний, и одновременно мощным обучающим
инструментом. Они будут вызывать интерес и к
предмету, и к самому процессу обучения в силу
своей игровой специфики.
Сергей ДИКАРЕВ,
школа № 262 Москва
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|