Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №54/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Для нового взгляда на нашу профессию открывается все больше новых направлений!

Планы и программы институтов повышения квалификации на новый учебный год

Приближается августовский педсовет, значит, начало нового учебного года совсем близко. И не только в школах или вузах, но и в институтах повышения квалификации подводят итоги и строят планы на новый учебный год накануне его начала. Мы обратились к представителям ИПК, расположенных в разных концах России, с просьбой кратко прокомментировать достижения и нерешенные проблемы прошедшего учебного года, планы на будущее и рассказать о тенденциях последипломного педагогического образования.
В Калиниградском областном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования наиболее перспективным направлением в образовании учителей считают компьютерные технологии и надеются в ближайшем будущем развернуть систему дистанционного обучения. Преподаватели сетуют на то, что вузовская система подготовки педагогов оторвана от потребностей школы. Поэтому, считают они, молодой учитель, придя в школу, тратит несколько лет на осознание специфики своей профессии. И только через несколько лет начинает задумываться о роли учителя и эффективности своей работы. Тут-то и возникает потребность в послевузовском образовании. Такие учителя приезжают в институт с вполне осознанным образовательным запросом. Чаще всего это дидактические материалы, методические разработки, практические рекомендации. Один из самых востребованных курсов, по словам заведующего кабинетом информатики и вычислительной техники Станислава Малащенко, – «Применение современных информационных технологий в обучении».
А в Мурманском областном институте повышения квалификации работников образования главным направлением работы с учителями считают практическое овладение исследовательскими навыками. В течение года в области апробировались 20 новых учебников, программ, учебно-методических комплектов (УМК); в сотрудничестве с институтом работала 31 творческая группа учителей, участвующих в федеральных и региональных экспериментах. Для слушателей всех курсов предлагается учебный модуль «Организация исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности педагога». И это не просто теория: педагоги в процессе повышения квалификации учатся анализировать и моделировать свою деятельность. Итоговые работы, выполняемые индивидуально или коллективно, представляют собой планирование дальнейшей работы учителей, разработку трудных тем по предметам. Зачастую они оформляются в сборники и становятся учебными пособиями для следующих групп слушателей. Проректор института Галина Угличина отмечает интерес педагогов и к информационным технологиям: факультативы «Основы пользования персональным компьютером» и «Использование компьютерных технологий в преподавании предметов» собирают полные аудитории, как и прошедшая в этом году научно-практическая конференция «Информационные технологии в обучении». Расширяются возможности Регионального центра информатизации образования: скоро педагоги Мурманской области начнут осваивать дистантную форму обучения. А Региональный информационный центр учебного книгоиздания создан для того, чтобы помочь всем заинтересованным получить доступ к информационным ресурсам системы книгоиздания. Не обходится и без проблем. Главная – нет денег. Как и коллеги из Калининграда, мурманчане жалуются на нестабильное и недостаточное финансирование. Не все районы могут себе позволить обучение школьных учителей раз в пять лет, выездные курсы недостаточно эффективны, да и сами преподаватели ИПК далеко не всегда имеют возможность выехать за пределы области для собственного повышения квалификации – их обучение, как и учителей школ, по-прежнему финансируется в последнюю очередь. Все же, несмотря на это, для всех учителей, работающих в выпускных классах, были проведены выездные семинары-практикумы для ознакомления с организацией ЕГЭ и освоения методики подготовки школьников к новой форме экзаменов.
И в Краснодарском краевом институте дополнительного профессионального педагогического образования весь прошедший учебный год преподаватели готовили учителей к ЕГЭ. Причем не только слушателей курсов, приезжающих раз в пять лет. Методические службы при ИДППО организовали подготовку тьюторов, которые, разъехавшись по всем школам Кубани, обучали школьных учителей, а зачастую и старались переубедить тех, кто до сих пор скептически относится к единому государственному экзамену. Ректор института кандидат исторических наук Светлана Трехбратова считает удачной формой работы встречи с издателями и авторами учебников и УМК, когда учителя могут высказать им свое мнение, обсуждать, критиковать предлагаемые учебные пособия. Тем более что в крае созданы на базе школ пилотные площадки для учебно-методических линий. И по результатам апробации в конце учебного года проводятся «круглые столы» и конференции для всего Южного федерального округа. В наступающем учебном году институт планирует новую форму курсов повышения квалификации: они будут проходить на базе классов лучших учителей края. Для этого их кабинеты в школе оборудованы по последнему слову учебно-методической техники. На Кубани дела с финансированием обстоят, видимо, лучше, чем во многих других регионах.
Ректор Ульяновского института повышения квалификации Татьяна Есенкова тоже не считает недостаточное финансирование главной бедой системы повышения квалификации, зато мечтает о том, чтобы в ближайшее время был принят закон о дополнительном профессиональном образовании, который поднял бы статус учреждений послевузовского образования педагогов. А само это образование должно носить опережающий характер: готовить педагога для работы не только в сегодняшней, но и в завтрашней педагогической ситуации; помогать ему определять и реализовывать перспективу профессионального развития. Именно на это направлена работа Ульяновского ИПК уже сегодня. Образовательные программы построены по блочно-модульному принципу для того, чтобы обеспечивать вариативность, содержание курсов и анализ результатов обучения определяются в процессе обсуждения со слушателями, им предоставлен выбор спецкурсов и факультативов. Обучение строится именно так для того, чтобы педагоги не только усваивали теорию, но и реально проживали образовательные ситуации, на собственном опыте понимали, что такое личностно-ориентированное образование, осознавали собственные образовательные потребности. Для опытных учителей возможна индивидуальная форма повышения квалификации, когда под руководством преподавателя большую часть времени они учатся самостоятельно.
На низкий статус ИПК тоже не может пожаловаться: только в этом году получен грант на проведение конференции «Отечественная педагогика сегодня – диалог концепций», а инновационный проект института получил диплом лауреата на Российском образовательном форуме. В планах на ближайшее будущее – создание мониторинговой службы для диагностики результативности учебной работы института с педагогами. В наступающем учебном году преподаватели и методисты института предложат слушателям курсы по современным педагогическим технологиям, управлению качеством образования, основам диагностики результативности образования, по организации предпрофильного и профильного обучения, особенностям работы с одаренными детьми – то есть темы, наиболее востребованные в сегодняшней школе.
Учителей Новосибирской области в последние годы тоже стали интересовать общепедагогические проблемы, современные образовательные технологии, а не готовые рецепты по проведению уроков. Об этом рассказала кандидат педагогических наук Татьяна Смолеусова, заведующая кафедрой начального образования Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования. Поэтому учителям предлагают как предметные, так и надпредметные курсы: особенности возрастной психологии, сравнительный анализ учебников – для того чтобы учителя могли сделать обдуманный выбор учебника и программы для работы. С этой же целью институт проводит встречи с издателями учебной и методической литературы, на которые приходят до трехсот учителей. Методисты кафедр и сами издают справочники для педагогов. Количество лекционных занятий сокращается, их место занимают интерактивные формы обучения слушателей.
А на кафедре психологии, которой руководит кандидат социологических наук Ольга Добрина, самая популярная форма обучения – психологический тренинг. В следующем году кафедра по запросу учителей предложит слушателям курсы, посвященные имиджу педагога, карьере педагога, поведению во время конфликтов, синдрому профессионального сгорания; учителя узнают о психологической готовности ребенка к школе и профилактике школьной дезадаптации.
Институт продолжит обучать педагогов использованию информационных технологий в предметном преподавании. Эти курсы и в прошедшем году были одними из самых популярных – их прошли около пяти тысяч учителей области. Еще одна, к сожалению, востребованная тема – работа с подростками, склонными к наркотической зависимости. Более пятисот учителей и работников социальной защиты со всей Западной Сибири приезжали в институт, чтобы освоить новые педагогические и психологические технологии работы с подростками из групп риска. Эта работа будет продолжена.
Еще на следующий год институт планирует организацию интегративных курсов. Это значит, что, например, тема “Права ребенка” будет раскрываться не только в лекциях преподавателей кафедры истории и обществоведения, но и при участии комитета по делам молодежи, службы социальной защиты, представителей общественных организаций. Чтобы учителя не только знали теорию, но и представляли себе весь спектр возможностей современного общества.
Преподаватели и методисты института планируют продолжить практику выездных курсов и семинаров для учителей отдаленных районов – ведь площадь Новосибирской области сравнима с несколькими странами Европы вместе взятыми. Еще проректор института кандидат биологических наук Галина Жарова с гордостью добавила, что их ИПК чуть ли не единственный, открывший аспирантуру. Это позволит самым активным учителям области достигать более высокого уровня исследовательской работы, продвигать идеи научной школы ИПК в школу и со временем пополнить ряды преподавателей педагогами-практиками.
На базе института проходят и научно-практические конференции. Так, на следующий учебный год запланировано исследование по вопросам качества образования, и в апреле 2004 года учителя области соберутся, чтобы обсудить результаты работы. А совсем скоро, 21–22 августа, в институте пройдет конференция “Воспитание личности в образовательном пространстве Новосибирской области”.
“По соседству” – по сибирским масштабам – расположен Красноярский край, территория которого огромна. Видимо поэтому в Красноярском краевом институте повышения квалификации работников образования возникла идея регионализации. Это означает, что в крае выбраны “авангардные территории”, например Енисейский, Минусинский районы, где проходят апробацию информационные, педагогические технологии, многочисленные образовательные инновации, такие как проектная деятельность или технология общественно-государственного управления школой. Большой популярностью пользуется экологическое направление в образовании. Результаты экспериментов обсуждаются и оцениваются в ИПКРО и с соответствующими рекомендациями становятся основой для внедрения в другие школы края. А для слушателей институт предлагает несколько перспективных форм последипломного образования: дистанционное, проектно-программный подход, который, кстати, используется не только в обучении школьных педагогов, но и в самообразовании преподавателей и методистов Красноярского ИПКРО.

Елена КУЦЕНКО

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru