ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Колонка редактора
Только приезжая к морю
или в степь, понимаешь, как соскучилась по
горизонту. И что солнце должно заходить за край
земли, а не проваливаться в крыши, бетонные
коробки и дымные трубы. Я подумала об этом в
первый же день отпуска. И никаких мыслей о работе!
(Прислушаемся к советам психологов.) Но…
Иди сейчас же в воду, а то на море больше не
поедешь!
Вылазивай из воды немедленно, я кому сказала!
Никаких пирожков – руки грязные и аппетит
испортишь.
Съешь еще пирожное (грушу, виноград, кукурузу…).
«На тебя не угодишь», – сказали мне друзья и
повезли в горы. К сожалению, не на лошадях, а всего
лишь на автобусе. Зато в самую дальнюю деревушку.
Автобус трясся, брыкался не хуже лошади и
деловито дребезжал. За горячим стеклом
проползали горы одна за другой, поворачивались и
подставляли бока. Речка еле видна среди камней –
говорят, во время смерча может не только выйти из
берегов, но и залить дорогу и часть долины.
Расстояние между остановками все увеличивается,
автобус одышливо взбирается все круче вверх.
Наконец приехали. Конечная остановка – деревня
Семеновка.
После автобуса горы вокруг кажутся очень тихими
и надежными. Вот где я точно забуду на несколько
дней о педагогических проблемах, домашних
заданиях и модернизации образования.
Мы добрались до дома на краю долины. Хозяин
возился в огороде, но совсем не походил на
деревенского пенсионера: в берете, солидных
очках и глаженой рубашке. И имя – Эдик –
происходило из какой-то совсем другой жизни.
Шашлык, зелень и здоровенные ломти хлеба на
длинном некрашеном столе выглядят так же
гармонично, как солнце над горизонтом. Во дворе
ползали и бегали четверо маленьких ребятишек –
сыновья двух сестер из Белоруссии, которых Эдик
пустил пожить несколько лет назад. Просто так,
даром. Разговор за столом повернул в сторону
работы, и мне пришлось признаться, что я работаю в
газете для учителей.
Было совершенно очевидно, что моя профессия так
же далека от деревни Семеновка, как и имя хозяина.
И еще мне казалось, что сельские чудаки бывают
только в книжках. Но я ошибалась. Оказалось, что у
нашего гостеприимного хозяина множество идей по
поводу (да-да!) модернизации образования.
Через несколько дней мы вернулись из Семеновки.
Каково же было мое удивление, когда однажды
ранним утром ко мне в окно постучал Эдик и...
вручил мне четыре тетрадных листа, исписанных
мелким неразборчивым почерком. С просьбой
донести, если возможно, его идеи до
педагогической общественности, даже не указывая
имени автора.
Честно говоря, я с большой опаской принялась за
чтение. Но, разобрав первую страницу, поняла, что
здравый смысл диктует одни и те же подходы и
модели образования, будь ты в Москве,
Красноярске, Саммерхиле или Семеновке. У ребенка
должна быть возможность найти себя, нащупать
свои способности и учиться с интересом. Для этого
в школе необходимы лаборатории: физические,
химические, биологические и много разных
мастерских. Хорошо, когда ребенок понимает, что и
зачем он делает, и может применить знания хоть в
какой-то деятельности. Домашние задания
отменить, и так почти весь день дети за партой. И
вообще поменьше принуждать и заставлять!
Узнаете? Тут вам и деятельностный подход, и
продуктивное образование, и сотрудничество.
Не правда ли, идеи просты и узнаваемы для каждого,
кто читает «Первое сентября», приезжает на
«Эврику», пробует работать по-новому в классе.
Они основаны на здравом смысле и просты, как
горизонт или лаваш на длинном столе из
каштановых досок.
И так же труднодостижимы, если смотреть отсюда –
крыши, трубы, методические кабинеты, приказы,
аттестации, ЕГЭ... А до здравого смысла, как до
горизонта...
Елена КУЦЕНКО
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|