ИДЕИ И ПРИСТРАСТИЯ
Умер митрополит Антоний
Сурожский.
Как-то совсем негромко, незаметно.
Владыка столько важного сказал и сделал для
многих из нас, и мы пока не чувствуем его
отсутствия. Вот на полке его беседы, вот тут
совсем рядом – в ежедневной памяти – данные им
спасительные подсказки. О встрече. О Христе. О
духовной глубине. О жизни и смерти.
Редкий случай, когда верующие действительно
молятся всем миром. Тихо на сердце. Тихо, и нет
границ между нами.
Упокой, Господи, душу раба Твоего.
митрополит Антоний СУРОЖСКИЙ
Живое сердце
“...Все, что в человеке остается в
конечном итоге, – это живое сердце. И это живое
сердце надо в себе воспитывать с очень ранних
лет; надо заботиться, чтобы сердце осталось
отзывчивым, несмотря на то что отзывчивость
приносит с собой не только радость общения, но и
боль общения; и не только общения, но и боль
разобщенности, оставленности и отверженности. Мы
все рады бы иметь сердце чуткое и радостное, но
нам страшно бывает, чтобы сердце наше осталось
чутким, когда платишь за эту чуткость болью,
которую иначе можно было бы не испытывать. И вот
тут нужно очень много мужества, очень много
решительности, чтобы сказать: пусть мое сердце,
коль это будет нужно, раздирается болью, но я его
не закрою, я его не защищу... Сердце подобно
музыкальному инструменту: струны в нем звучат
богато, но надо быть готовым к тому, что иногда
эти струны и стонать будут, и разорвутся с
болезненным криком; и тогда приходится их
восстанавливать, и тогда из самой боли, из самого
страдания вырастает новая чуткость, более
глубокая и более самоотверженная, если только мы
идем на то, чтобы, как апостол Павел говорит, с
каждым, кто нас окружает, делить всю его радость и
все его горе, нести на себе всю боль земли и
разделить с Богом всю радость о ней.
Поэтому первое, на что надо решиться, – это на
беззащитность, на то, чтобы открыть себя радости
и горю, ласке и ударам жизни и все претворить в
углубляющуюся, ширящуюся чуткость души, никогда
не дать сердцу сжаться, а если оно сожмется,
сказать: нет! Распустись, откройся; тебе дано было
сейчас пострадать, но это страдание тебя сделало
участником Божественной скорби, Божественного
страдания о мире: откройся! Этим ты делаешься
участником святыни.
Но этого недостаточно, хотя это требует очень,
очень много решимости, мужества и отречения от
себя самого, отказа сохранить себя в целости
пусть и ценой окаменения. В одном из своих
стихотворений Мережковский говорит о кораллах,
дивных кораллах, которые растут во глубине
морской: каждый из этих кораллов – создание
беззащитного, хрупкого существа; чтобы
защититься от смерти, от опасности извне, оно
окружает себя твердой стеной, за которой оно уже
недосягаемо для врага; но зато за этой стеной, в
той малой темнице защищенности, которую оно
создало, оно умирает; остается темница, остается
богатое, прекрасное здание – но жизни в нем нет. И
это мы делаем тоже, когда свое сердце делаем
неприступным к горю или к радости других ради
того, чтобы себя защитить, чтобы быть спокойными
в своем замке, в своей тюрьме. Об этом надо
постоянно думать, потому что постоянно перед
нами человек, и он нам приносит или радость,
которую мы можем разделить, или горе, которое мы
можем разделить, и мы должны быть готовы
разделить и то, и другое, перелить из собственной
души в другую – кровь, жизнь. Русская пословица
говорит: где есть любовь, там радость вдвойне, а
горе – пополам. Вот так надо жить – но это
страшно, это опасно. Мы должны быть готовы
преодолеть страх и встретить опасность; и
преодолеть то и другое мы можем, только
отказавшись от самих себя...”
«Смерть я видел очень много. Я пятнадцать лет
работал врачом, из которых пять лет на войне или
во французском Сопротивлении. После этого я
сорок шесть лет прожил священником и хоронил
постепенно целое поколение нашей ранней
эмиграции; так что смерть я видел много. И меня
поразило, что русские умирают спокойно; западные
люди чаще со страхом. Русские верят в жизнь,
уходят в жизнь. И вот это одна из вещей, которые
каждый священник и каждый человек должен
повторять себе и другим: надо готовиться не к
смерти, надо готовиться к вечной жизни.
О смерти мы ничего не знаем. Мы не знаем, чтo
происходит с нами в момент умирания, но хотя бы
зачаточно знаем, что такое вечная жизнь. Каждый
из нас знает на опыте, что бывают какие-то
мгновения, когда он живет уже не во времени, а
такой полнотой жизни, таким ликованием, которое
принадлежит не просто земле. Поэтому первое, чему
мы должны учить себя и других, – это готовиться
не к смерти, а к жизни. А если говорить о смерти, то
говорить о ней только как о двери, которая широко
распахнется и нам даст войти в вечную жизнь.
Но умирать все-таки не просто. Что бы мы ни думали
о смерти, о вечной жизни, мы не знаем ничего о
самой смерти, об умирании. Я вам хочу дать один
пример моего опыта во время войны.
Я был младшим хирургом в прифронтовом госпитале.
У нас умирал молодой солдатик лет двадцати пяти,
моих лет. Я пришел к нему вечером, сел рядом и
говорю: “Ну, как ты себя чувствуешь?” Он
посмотрел на меня и ответил: “Я сегодня ночью
умру”. – “А тебе страшно умирать?” – “Умирать
не страшно, но мне больно расставаться со всем
тем, что я люблю: с молодой женой, с деревней, с
родителями; а одно действительно страшно:
умереть в одиночестве”. Я говорю: “Ты не умрешь в
одиночестве”. – “То есть как?” – “Я с тобой
останусь”. – “Вы не можете всю ночь просидеть со
мной...” Я ответил: “Конечно, могу!” Он подумал и
сказал: “Если даже вы и просидите со мной, в
какой-то момент я этого больше сознавать не буду
и тогда уйду в темноту и умру один”. Я говорю:
“Нет, вовсе не так. Я сяду рядом с тобой, и мы
будем разговаривать. Ты мне будешь рассказывать
все, что захочешь: о деревне, о семье, о детстве, о
жене, обо всем, что у тебя в памяти, на душе, что ты
любишь. Я тебя буду держать за руку. Постепенно
тебе станет утомительно говорить, тогда я стану
говорить больше, чем ты. А потом я увижу, что ты
начинаешь дремать, и тогда буду говорить тише. Ты
закроешь глаза, я перестану говорить, но буду
тебя держать за руку, и ты периодически будешь
жать мне руку, знать, что я тут. Постепенно твоя
рука, хотя будет чувствовать мою руку, больше не
сможет ее пожимать, я сам начну жать твою руку. И в
какой-то момент тебя среди нас больше не будет, но
ты уйдешь не один. Мы весь путь совершим вместе”.
И так час за часом мы провели эту ночь. В какой-то
момент он действительно перестал сжимать мою
руку, я начал его руку пожимать, чтобы он знал, что
я тут. Потом его рука начала холодеть, потом она
раскрылась, и его больше с нами не было».
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|