ЛЕТНЯЯ ГАЗЕТА.
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО КАНИКУЛАМ. Выпуск
№5 ВНЕКЛАССНЫЙ
Мария ГАНЬКИНА,
Ольга ЛАПИНА
Долгоиграющая тетрадка
Практическое руководство для детей и
взрослых
Нам часто не хватало чего-то, что
поддерживало бы наших учеников в хорошей форме.
Чего-то вроде спортивных тренажеров. Вот мы и
придумали долгоиграющие рабочие тетрадки – по
русскому языку и математике. Они помогали
ребятам, у которых хромала интуиция – языковая
или математическая, набить что называется, руку,
сделать ее умной, научиться ей доверять.
А чтобы за длиннющие летние каникулы
ребята не совсем потеряли рабочую форму, мы
придумали вручать им в последний день занятий
вот такую летнюю тетрадку. Она представляет
собой сборник разных, в том числе занимательных и
старинных, заданий, упражнений, примерчиков,
задачек*. Условно – по итогам начальной
школы, но пяти-, шести-, а то и семиклашек тоже
полезно запустить в такой задачник.
1
Увеличьте на сканере листы летней
тетрадки в два раза – до формата А-4. Засуньте их в
так называемые файлы (прозрачные
перфорированные пакеты) и через отверстия сшейте
вместе какой-нибудь ленточкой или веревочкой.
Летний задачник готов.
Ограниченные газетными рамками, мы приводим
здесь только половину задачника, остальное можно
скачать с сайта www.klass-teatr.ru .
В тетрадке – восемь порций заданий в порядке
некоторого возрастания сложности. На каждую
неделю каникул – по одной. Таким образом,
тетрадка заполняется в восемь присестов. Правда,
не очень обременительно?
2
В такой самодельной тетради работать
нужно только спиртовым маркером, который в
отличие от водного собрата не стирается пальцем.
Маркер должен быть не красного и не зеленого
цвета, потому как это цвета проверяющего.
Все задания выполняются на время, которое и
записывается в конце упражнения (например, t1
= 1,5 м.) Не ограничь ребят временем – и они будут
долго думать головой. Например, вспоминать
орфограмму и, боясь ошибиться, спрашивать у мамы,
какую букву вставлять. В итоге все у них будет
правильно, и как раз это лишит их возможности еще
раз вернуться в данное упражнение. Не голова –
думать, а рука должна знать, что писать. Ведь на
контрольной работе думать тоже особенно некогда.
3
Итак, ребенок выполняет упражнения
быстро (приблизительно за одну-две минуты каждое)
и отдает «грамотею» (родителю, старшему брату,
бабушке, соседке и т.д.) на проверку. Если тот не
находит ошибок, то «зануляет» упражнение, то есть
в конце ставит зеленый или красный нулик – 0.
Или другую цифру – в зависимости от количества
ошибок (1 – одна ошибка, 8 –
восемь).
Если в упражнении есть хотя бы одна ошибка (не
говоря уж о нескольких), ребенок ее вначале
изучает, исправляет, обсуждает, придумывает
похожий случай – в общем, так или иначе
прорабатывает. После этого стирает упражнение
одеколоном (дезодорантом, освежителем воздуха) и
заполняет его заново. Опять же на время.
Появляется t2.
«Грамотей» еще раз проверяет и еще раз
выставляет количество ошибок напротив t2.
И ребенок с удовольствием констатирует,
во-первых, тот факт, что время t2
меньше времени t1. А во-вторых, что
ошибок стало меньше (а то и вовсе 0!).
В начале учебного года полезно еще раз запустить
ребят в тот же клеенчатый задачник. Только на
этот раз они управятся с ним по-свойски – в два
присеста (рука-то поумнела!). И проверить уже
смогут друг у друга сами.
1
ЛЕТНЯЯ ТЕТРАДЬ
в восьми неделях
_______________________
Твое имя
________________________
Фамилия
ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ
(с _______________ по ________________ )
I. Выбери нужное проверочное слово:
уд...вительно (диво, дева), л...пить (липко, лепка),
расч...щать (честь, чисто), л...нивый (лень, линька),
скр...пучий (скрепка, скрип), м...стерить (мост,
мастер), м...нять (мина, мена)
II.
а
а _
а _ _
а _ _ _
а _ _ _ _
а _ _ _ _ _
а _ _ _ _ _ _ |
а
а _ а
а _ _ а
а _ _ _ а
а _ _ _ _ а
а _ _ _ _ _ а
а _ _ _ _ _ _ а |
а _ _ _ _ _ а
_ а _ _ _ а _
_ _ а _ а _ _
_ _ _ а _ _ _
_ _ а _ а _ _
_ а _ _ _ а _
а _ _ _ _ _ _ а |
III. ...гущеное молоко, прекрасное
...доровье, ...берегательная касса, ...дание
кинотеатра, ...данный зачет, ...дешние жители,
...горбленный человечек, ...бритая борода,
...деланные уроки, ...десь, ...густить, ...жалиться,
...жечь, ...жаться, ...грызть, ...гладить
IV.
и _ _ _
г _ _ _
р _ _ _
а _ _ _ |
_ и _ _
_ г _ _
_ р _ _
_ а _ _ |
_ _ и _
_ _ г _
_ _ р _
_ _ а _ |
_ _ _ и
_ _ _ г
_ _ _ р
_ _ _ а |
V. Солдаты в понедельник прошли 33
версты, а во вторник 24 версты. Сколько верст
прошли они в оба дня?
Условия: |
Решение: |
I — |
|
II — |
I + II = ? |
|
2
VI. От деревни до города
крестьянин прошел 40 верст, а от города до села он
прошел еще 27 верст. Какой путь прошел крестьянин?
VII. Для двери нужно 2 ручки.
Сколько ручек нужно для 18 дверей?
Условия: |
Решение: |
О (для одной) |
К (кол-во) |
В (всего) |
(О х К = В) |
2 р. |
18 |
? |
VIII. На сколько нужно увеличить 6,
чтобы получить 12?
________________________________________________________
IX. Во сколько раз нужно увеличить 4, чтобы
получить 20?
_________________________________________________________
X. Во сколько раз нужно уменьшить 40, чтобы
получить 5?
__________________________________________________________
XI.
211 х 2 = |
413 х 2 = |
124 х 2 = |
310 х 2 = |
402 х 2 = |
301 х 2 = |
140 х 2 = |
400 х 2 = |
50 х 2 = |
2 х 45 = |
81 х 2 = |
513 х 2 = |
70 х 2 = |
2 х 52 = |
72 х 2 = |
425 х 2 = |
60 х 2 = |
2 х 64 = |
26 х 2 = |
643 х 2 = |
90 х 2 = |
2 х 83 = |
35 х 2 = |
931 х 2 = |
80 х 2 = |
2 х 71 = |
95 х 2 = |
724 х 2 = |
ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ
(с_______________ по ________________ )
I
_ _ д _ _
_ _ д _ _ _ _
_ _ д_ _ _
_ _ д _ _ _ _
_ _ д _ _
|
д _
д _ _
д _ _ _
д _ _ _ _
д _ _ _ _ _
|
_ е _
_ е _ _ _
_ е _ _ _
_ е _ _
_ е _
|
|
3
II. Четыре дракона
_ _ д р а
К о _ _ н _
Д _ р _ _ а
К о _ _ _ н
_ _ д _ р а
К _ о _ н
Д р _ _ а
К о н _ _ |
Этот дра по реке плывет.
Этот кон только вниз растет.
Эта дра от села к селу.
В этот кон положи стрелу.
Этот дра обижает всех.
Этот кон вызывает смех.
Эти дра штабельком в бору.
Этот кон завершит игру! |
III. Отметь в сложном слове оба корня и
соединительную гласную:
теплоход, вездеход, землемер,
водопровод, громоотвод, босоножки, землепашец,
равномерный, носорог, самолет, мясорубка,
головоломка, скороварка, камнедробилка,
бетономешалка, лесостепь, пылесос, бензопила,
нефтепровод, скороход, самокат, водомерка,
носоглотка, болеутоляющее, цветомузыка,
седовласый, бледнолицый, краснокожий, утконос
IV. Вычеркни лишнее слово:
маленький, малявка, маляр, малыш;
гроза, грозный, гроздь, грозовой;
конница, конник, подоконник, конюшня;
лень, лентяй, лента, ленивец;
уста, усталый, устный, наизусть;
борода, борозда, подбородок, бородатый;
дождь, дождевой, дожидаться, дождевик;
веснушки, весна, весовой, весенний;
дрожит, дрожащий, дрожжевой, задрожать;
ковать, раскованный, рискованный, подкова
V. Один человек должен был 100 рублей, 40
рублей он уплатил. Сколько он еще остался должен?
Условия: |
Решение: |
Б (было) — |
|
И (исчезло) — |
О (осталось) — ? |
VI. От деревни до города 67 верст.
Крестьянин прошел пешком 17 верст, а дальше ехал
по железной дороге. Сколько верст он проехал по
железной дороге?
Условия: |
Решение: |
I — |
|
II — |
I + II = 67 в. |
|
4
VII. Двум нищим дали 12 коп., чтобы
они разделили поровну; сколько получил каждый
(один)?
Условия: |
Решение: |
О |
К |
В |
|
|
2 |
|
VIII. На сколько нужно уменьшить 15,
чтобы получить 5?
____________________________________________________________
IX. На сколько нужно увеличить 7, чтобы
получить 21?
_____________________________________________________________
X. Во сколько раз нужно увеличить 3, чтобы
получить 27?
______________________________________________________________
XI.
10 х 5 = |
17 х 5 = |
20 х 5 = |
26 х 5 = |
12 х 5 = |
14 х 5 = |
24 х 5 = |
28 х 5 = |
15 х 5 = |
19 х 5 = |
21 х 5 = |
29 х 5 = |
11 х 5 = |
16 х 5 = |
22 х 5 = |
27 х 5 = |
13 х 5 = |
18 х 5 = |
23 х 5 = |
24 х 5 = |
ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ
(с____________ по________________ )
I. Среди чащ... и рощ... растут плющ... и
хвощ... . Кощей для охраны сокровищ... собрал самых
страшных чудовищ... . Хорош... калач..., пока горяч... .
Мой веселый, звонкий мяч..., ты куда пустился
вскач..? Мелестная девеж... притясла комейный
боромож... . Лусый морош... увертал чуленую велоч... .
II.
_ _ _ _ _ ж_ _
_ _ _ _ ж_ _
_ _ _ ж _ _
_ _ ж _ _
_ ж _ _
|
_ _ жа _ _
_ _ же _ _
_ _ жо _ _
_ _ жи _ _
_ _ жу _ _
|
ж _ _
ж _ _ _
ж _ _ _ _
ж _ _ _ _ _
ж _ _ _ _ _ _
|
|
5
III. осв...щ...н со...нц...м; огорч...н
неудач...й; люб...ваться чиж...м; закрыть ключ...м;
доволен встреч...й; разгораться румянц...м;
пожимать пл...ч...м; расстроить плач...м; обернуться
плащ...м; оп...ч...лить прозвищ...м; слыть краса...ц...м;
быть б...ловниц...й
IV.
Опасен к_ _ _ _ _ для цыплят,
_ _ _ _ _ к дороже, чем шпагат.
К _ _ _ _ челна течет немножко,
К _ _ _ _ – противнейшая мошка!
К _ _ _ _ у берега реки,
Забралась _ _ _ к _ в куль муки.
V. У меня было 40 руб. Когда я получил с
моего товарища долг, то у меня составилось 100 руб.
Сколько отдал мне товарищ?
Условия: |
Решение: |
Б (было) —
|
(Б + Д = С) |
Д (добавили) — ?
|
С (стало) —
|
|
VI. За три дюжины карандашей
заплачено 60 коп.; что стоит одна дюжина?
VII.
43 + 46 = |
63 + 20 = |
84 — 60 = |
22 — 21 = |
34 + 15 = |
76 — 32 = |
34 — 33 = |
81 + 13 = |
52 + 38 = |
67 — 23 = |
37 + 43 = |
56 + 24 = |
72 + 17 = |
48 — 24 = |
69 — 33 = |
70 + 15 = |
21 х 9 = |
71 х 9 = |
101 х 9 = |
305 х 9 = |
51 х 9 = |
61 х 9 = |
402 х 9 = |
604 х 9 = |
31 х 9 = |
81 х 9 = |
503 х 9 = |
807 х 9 = |
11 х 9 = |
41 х 9 = |
209 х 9 = |
903 х 9 = |
91 х 9 = |
12 х 9 = |
704 х 9 = |
806 х 9 = |
|
6
ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ (с
__________по___________ )
I. Дисц...плина, секц...я, огурц..., ц...тата,
ц...пленок, редакц...я; ц...фра, бледнолиц...й,
медиц...на, ц...ганский, продукц...я, птиц..., ц...плята,
ц...ркуль, дирекц...я, ц...ганенок, нумерац...я,
храбрец..., на ц...почках, нарц...ссы, куц...й,
грац...озная, порц...я, овц...
II. Девять котов
к о _ т _
к о _ _ _ _ _ _ т
к _ о т
к о _ т _ _
_ _ к о т _
_ к _ о _ _ т
_ _ к о т _ _
к _ _ _ о т _
к о _ _ _ _ т |
– Этот кот из фланели
сшит.
– Этот кот на Луну спешит.
– Этот кот из подземных мест.
– Этот кот хворостинки ест.
– Этот кот в рукаве живет.
– Этот кот на руках идет.
– Этот кот вызывает смех.
– Этот кот восхищает всех.
– Этот кот проглотил письмо,
Сбоку слова, на плече – клеймо. |
III. В...ется в вихр... в...юг...; с...ежиться от
сырост...; беспокоиться о здоров...; лежать в
бол...ниц...; спорить о счаст...; сомневат…ся в
пол...з...; под...ехать к усад...б...; с...есть в буфет...,
нагнуться за ап...льсин...м; сле...ть с печк...;
грет…ся на печк...; л...жать на печ...; скакать на
лошад... (на лошадк...)
IV. Крестьянин снял с одной гряды 35
огурцов, а с другой 45; сколько он снял с обеих?
Условия: |
Решение: |
|
|
|
I + II = ? |
V. Подрядчик нанял две артели
рабочих. В первой артели 68 человек, а во второй 32.
Сколько в обеих?
|
7
VI. 27 фунтов сахару
израсходовали в 3 недели; сколько фунтов
приходится в неделю?
Условия: |
Решение: |
О |
К |
В |
|
? |
|
|
VII.
25 + 65 = |
46 + 45 = |
86 — 19 = |
39 — 27 = |
67 — 58 = |
38 — 19 = |
64 — 27 = |
48 + 33 = |
90 — 56 = |
77 + 13 = |
51 — 32 = |
34 — 19 = |
48 + 32 = |
69 + 22 = |
29 + 33 = |
15 + 16 = |
70 — 19 = |
62 — 43 = |
80 — 57 = |
27 + 29 = |
VIII. Одно слагаемое 34, сумма 72.
Найди неизвестное слагаемое.
Уравение: _______________________________________
Решение: _________________________________________
Корень ур.:________________________________________
IX. Уменьшаемое неизвестно, вычитаемое 45,
разность 27. Найди уменьшаемое.
Уравнение:________________________________________
Решение:__________________________________________
Корень ур.:_________________________________________
X.
48 + 6 х 4 = |
62 — 6 х 7 = |
18 + 24 : 6 = |
36 — 45 : 5 = |
27 + 8 х 4 = |
51 — 7 х 3 = |
35 + 32 : 4 = |
77 — 16 : 2 = |
Еще четыре недели летних
заданий см. на сайте www.klass-teatr.ru
.
|
* Не удивляйтесь необычному
слогу в текстах задач: все они взяты из старинных
задачников XIX века.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|