ЛЕТНЯЯ ГАЗЕТА.
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО КАНИКУЛАМ. Выпуск
№5 ВНЕКЛАССНЫЙ
Мое отношение к садово-парковой
скульптуре,
или Тайны правильной учебы
Из этой правильной и организованной
жизни сама собой выросла на экзамене пятерка.
Я впервые почувствовал вкус заслуженно высокой
оценки.
Ах, как он был хорош!
Но главное – я узнал, что есть некоторая тайна
правильной учебы.
Если ее знать – учеба будет успешной.
По
окончании четвертого класса самый трудный
экзамен предстоял по русскому устному.
Готовились мы на пару с Витей. Рано утром уходили
в Сад Баумана. Пройдя в самую его глубину,
поднимались по лестнице на небольшой пригорок с
искусственным гротом. В утренней свежести здесь
лучше пригревало, а в жару – продувало. На
каменной вершине грота жил белый олень.
Мне всегда нравились олени. Орлы тоже нравились и
львы. А вот девушки с веслом и торчащей у них из
пятки ржавой проволокой не нравились никогда. У
них были серийно культяпистые фигуры и широкие
плечи. Еще я не понимал: почему с веслом? Хотел ли
автор сказать, что только освобожденная
социализмом женщина знает, куда грести и когда
сушить весла, или же он просто искал спокойной
жизни? По-своему это было неглупо придумано: в
девушке с веслом при всем желании никакой
идеалистической мысли не обнаруживалось. Просто
здоровое тело, из которого притом явственно, как
ржавая проволока из пятки, торчит правильное
социальное происхождение.
Не нравились мне и пионеры с горном и отбитым
носом. Пионеры с горном были особого,
артековского типа. Артековской путевкой
награждались самые идейные. Таких в нашем классе
не было ни одного.
Однажды я чуть сам не загремел в Артек, но дело не
выгорело, словно бы кто-то, с небеси надзирающий
за распределением артековской благодати, прорек:
“Сей недостоин!” Я облегченно вздохнул. И без
того приходилось немало придуриваться. Я бы не
смог, сидя в обнимку у артековского костра,
дружно раскачиваясь (мне казалось, что от одного
этого дружного раскачивания меня стошнит), петь:
“Взвейтесь кострами, синие ночи! Мы пионеры –
дети рабочих“. Интересно, почему – рабочих?
Витькин отец – инженер, Никина мама работает на
радио, Серегин отец сидит в Госбанке, Аркашкин
дирижирует военным оркестром. Почему мы – дети
рабочих?
В Старой Рузе мы все это, конечно, тоже пели, но,
клянусь своим обгрызенным на кончиках
пионерским галстуком, наш замечательный и
бессменный хормейстер никогда не добивалась от
нас идейности звучания.
Тише-громче-выразительней! – все ее требования
касались исключительно музыкальных нюансов…
Обычный пионер был в то время часто
встречающейся разновидностью двуногих. В нашем
лагере, включая меня, их было несколько сотен. А
вот пионер-энтузиаст уже почти перевелся, и никто
не заставил бы меня то и дело салютовать всякому
встречному. Мне, честно говоря, уже было смешно,
когда в радиопередаче “Пионерская зорька” пели:
Пионер, не теряй ни минуты,
Никогда, никогда не скучай
И всегда пионерским салютом
Солнце Родины встречай!
Я бы обхохотался, если бы увидел пионера,
встречающего солнце салютом.
Среди нашей братии мне ни разу не попадался
приличный горнист. Единственный, кто здоровско
горнил, был старший пионервожатый Юлик. А как он
горнил “спать, спать по палатам” – шедеврально!
Чистый, немного печальный звук, как одеялом,
укрывал весь лагерь. Горн буквально упрашивал:
укладывайтесь, братцы! Утро вечера мудренее...
Обычное коварство взрослых. Ведь если спать, то
всем – пионерам и вожатым. Фактически же
заканчивалась только детская половина лагерной
жизни, а вожатская продолжалась. Под псевдонимом
планерка, на которую, срочно подкрасив
губы, спешили девушки-вожатые, скрывалось что-то
исключительно заманчивое и, как я предполагал,
грешное...
В самом центре нашего садика был установлен бюст
Баумана, который мне ужасно не нравился. Мне они
все не нравились. Про любой бюст можно сказать:
что ж ты за урод недоделанный? Голова и немного
тела без рук. Еще и поэтому больше всего мне
нравился парящий над гротом олень.
Сильнейшие первые впечатления – запахи. Но разве
можно объяснить, за что мне так нравились запахи
бензина, горячей асфальтовой массы, табачного
дыма, дешевого одеколона? В том виноваты были не
столько сами запахи, сколько те бессознательные
надежды и ожидания, то свежее детское доверие к
миру, которое испытывает каждый вступающий в
жизнь. Ну-ка повернись! Так вот как ты пахнешь,
мир?..
Здесь, в гроте, за безгрешно чистыми днем
ресторанными столиками мы с Витей и занимались. У
него был дисциплинированный ум и отличная
память.
Он сразу же пресек все мои попытки халтурить.
Договорились так, что каждый штудирует свой
билет в одиночку, затем спрашиваем друг друга.
Дней через пять у меня настолько прибавилось в
голове, что страх экзамена отступил.
Мы успели выучить по двадцать два билета, и
высшая справедливость оказалась в том, что на
экзамене я вытащил третий билет. Третий! А первый
десяток мы знали просто железно. Я ни одной
минуты не пожалел, что зря учил остальные
девятнадцать. Ведь экзамен прошел, а знание
русского языка осталось со мной навсегда. К тому
же я впервые, как мне казалось, достал почти до
самого дна книжной премудрости.
Из этой правильной и организованной жизни сама
собой выросла на экзамене пятерка. Я еще только
впервой почувствовал вкус заслуженно высокой
оценки. Ах, как он был хорош! Но главное – я узнал,
что есть некоторая тайна правильной учебы. Если
ее знать – учеба будет успешной. Кроме
порядочного, совсем негордого отличника Вити
были в нашем классе еще три или четыре человека,
которые тайну правильной учебы знали. Учитель ей
научить не может. Эта тайна – в хотении не
пятерки, а знания.
Наши отличники не были зазнайками, но и им
надоедало быть на особицу от остального класса.
Хотелось – в народ. Это приобретало иногда
смешные формы. Впадая в мандраж перед
контрольной, я несколько раз пытался вышибить из
них, так сказать, экспресс-знание. Все как один
божились, что ни в зуб ногой, но в результате
получали свои пятерки. Не думаю, чтобы они не
делились знаниями только потому, что ты, дескать,
гулял, а я корпел. В классе отстающим помогали.
Больше того, наши ребята никогда не дрались.
В разное время в класс, как в бассейн по трубе А,
вливались и из него по трубе Б выливались самые
разные люди, но костяк, значит, что-то такое собой
представлял, если приходящие никогда так и не
сумели навязать классу ничего чуждого. Начав 1
сентября 1952 года, я проучился в нем восемь лет и
за все восемь лет не припомню ни одного
террориста. Знаете, это когда один тупой, но
физически сильный подминает под себя всех и
навязывает им свои жестокие, а часто и гнусные
правила. Что-то в нашем коллективе было такое или,
наоборот, чего-то такого, необходимого для
самозарождения террористов, не было. Хороший
класс...
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|