Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №51/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЛЕТНЯЯ ГАЗЕТА.
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО КАНИКУЛАМ. Выпуск №3 ТЕАТРАЛЬНЫЙ

Мы как будто чистым воздухом надышались

ЗА ТЕКСТОМ ВЫСТРАИВАЛИСЬ В ОЧЕРЕДЬ
А планка требований к самим себе оказывалась все выше и выше
Поначалу — явный уход от текста. И это принципиально. Дети работали по памяти, нагло. И мы относились к этому спокойно. И вот тут вспоминается Станиславский с его репетициями, когда он вроде бы текста не давал, но доводил актеров до того, что они дома самостоятельно его учили.
Вот и наши дети к определенному моменту почувствовали, что текст им необходим. Тогда они стали приходить и его просить. А поскольку у нас было много групп, а текст всего один (и это тоже принципиально), то они "дрались" из-за текста и устраивали за ним очередь, передавая из рук в руки как какую-то драгоценность. А это входило в нашу задачу.
И никто ни разу не пожаловался, что им текста не досталось и поэтому они его не выучили.
Постепенно начали учить песенки, которых в тексте сказки много и которые надо будет распевать во время переходов от одной сценической площадки до другой.
Таким образом, за пять дней в лагере удалось повысить уровень требований. Причем повысить естественным образом, без традиционных режиссерских воплей. Дети смотрели друг на друга, и планка их собственных требований к воплощению своей роли оказывалась все выше и выше.

МИМОЛЕТНЫЕ ШЕДЕВРЫ
А задачи профессионального театра — это для них, для детей, лишнее
Дети никогда не повторялись, что бы ни играли. И их эскизы нередко получались просто-таки маленькими шедеврами. Ни отнять, ни прибавить — ни секунды, ни громкости, ни движения, ни звука.
Но детские шедевры мимолетны. Это шедевры непосредственного схватывания действительности. А точно повторять и текст, и мизансцену — это задача уже не детского искусства, а искусства профессионального. Это для них лишнее, для детей.
Профессиональный театр — это сверхзадача, это поиск ответа на вопрос "зачем?". Зачем мы ставим? У нас в лагере таких разговоров не было. Абсолютно. Но когда они слушали сказку, то ответ витал в воздухе. Они не болтали, не скучали — значит, сказка ложилась на душу. И когда на пятый день прозвучал конец сказки, то они зааплодировали. Это же значит, что у них целостность какая-то сложилась. А целостность связана со сверхзадачей, пониманием, трактовкой, идеей.
Поэтому и разговоров о том, что вот здесь, мол, того нельзя, а здесь — этого, не было. Вот летит ворона. Мы не разбирали, хищница ли она, или же она летит по вполне хорошему делу, зачем она что-то там желтенькое в клюве несет, гадина она или нет. Ни слова про это не было. Никаких бирок. Просто лети достоверно и неси достоверно.
До-сто-вер-но!..

МЫ КАК БУДТО ЧИСТЫМ ВОЗДУХОМ НАДЫШАЛИСЬ
И готовы были благодарить детей всю оставшуюся жизнь
После конца смены мы все, кто связан с театром профессионально, долго не могли в себя прийти: вспоминали и то, и это, и как тот сыграл, и как этот песенку спел... Мы столкнулись с морем, с бурей детского творчества, с их энтузиазмом, с чистыми глазами, с их детской правдой — как будто нахлебались воздуха, озона! Ведь не кривлячные дети-то были! Со всей своей детской достоверностью играли цыпленка, лисенка, ежика... Детского творчества было больше, чем обычного режиссерского.
Мы были в полном удовольствии от детей и готовы были благодарить их всю оставшуюся жизнь.
Первый вывод — дети талантливы чрезвычайно. И действительно, со всеми детьми, без исключения, можно заниматься театром.
Второй вывод — надо больше слушать детей. Давать им посильные задачи, и если возникает какая-то проблема (а это бывает во всяком нормальном обучении), то давать детям возможность эту проблему порешать самостоятельно.
И хорошо, если группа разношерстная. Для художественного воспитания выгодно смешение что-то умеющих с ничего не умеющими.
Третий вывод — о детском вкусе. Детям все-таки близок и интересен психологический театр с его достоверностью и реалистичностью. И если их здесь не путать и не устраивать эстрадную развлекаловку для взрослых, то они пойдут по пути именно реалистичности.

Рассказы А. Ершовой
записаны с диктофона
В. Букатовым и М. Ганькиной

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru