ЛЕТНЯЯ ГАЗЕТА.
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО КАНИКУЛАМ. Выпуск
№3 ТЕАТРАЛЬНЫЙ
Мы как будто чистым воздухом надышались
ЗА ТЕКСТОМ ВЫСТРАИВАЛИСЬ В ОЧЕРЕДЬ
А планка требований к самим себе оказывалась все
выше и выше
Поначалу — явный уход от текста. И это
принципиально. Дети работали по памяти, нагло. И
мы относились к этому спокойно. И вот тут
вспоминается Станиславский с его репетициями,
когда он вроде бы текста не давал, но доводил
актеров до того, что они дома самостоятельно его
учили.
Вот и наши дети к определенному моменту
почувствовали, что текст им необходим. Тогда они
стали приходить и его просить. А поскольку у нас
было много групп, а текст всего один (и это тоже
принципиально), то они "дрались" из-за текста
и устраивали за ним очередь, передавая из рук в
руки как какую-то драгоценность. А это входило в
нашу задачу.
И никто ни разу не пожаловался, что им текста не
досталось и поэтому они его не выучили.
Постепенно начали учить песенки, которых в
тексте сказки много и которые надо будет
распевать во время переходов от одной
сценической площадки до другой.
Таким образом, за пять дней в лагере удалось
повысить уровень требований. Причем повысить
естественным образом, без традиционных
режиссерских воплей. Дети смотрели друг на друга,
и планка их собственных требований к воплощению
своей роли оказывалась все выше и выше.
МИМОЛЕТНЫЕ ШЕДЕВРЫ
А задачи профессионального театра — это для них,
для детей, лишнее
Дети никогда не повторялись, что бы ни играли. И
их эскизы нередко получались просто-таки
маленькими шедеврами. Ни отнять, ни прибавить —
ни секунды, ни громкости, ни движения, ни звука.
Но детские шедевры мимолетны. Это шедевры
непосредственного схватывания действительности.
А точно повторять и текст, и мизансцену — это
задача уже не детского искусства, а искусства
профессионального. Это для них лишнее, для детей.
Профессиональный театр — это сверхзадача, это
поиск ответа на вопрос "зачем?". Зачем мы
ставим? У нас в лагере таких разговоров не было.
Абсолютно. Но когда они слушали сказку, то ответ
витал в воздухе. Они не болтали, не скучали —
значит, сказка ложилась на душу. И когда на пятый
день прозвучал конец сказки, то они
зааплодировали. Это же значит, что у них
целостность какая-то сложилась. А целостность
связана со сверхзадачей, пониманием, трактовкой,
идеей.
Поэтому и разговоров о том, что вот здесь, мол,
того нельзя, а здесь — этого, не было. Вот летит
ворона. Мы не разбирали, хищница ли она, или же она
летит по вполне хорошему делу, зачем она что-то
там желтенькое в клюве несет, гадина она или нет.
Ни слова про это не было. Никаких бирок. Просто
лети достоверно и неси достоверно.
До-сто-вер-но!..
МЫ КАК БУДТО ЧИСТЫМ ВОЗДУХОМ
НАДЫШАЛИСЬ
И готовы были благодарить детей всю оставшуюся
жизнь
После конца смены мы все, кто связан с театром
профессионально, долго не могли в себя прийти:
вспоминали и то, и это, и как тот сыграл, и как этот
песенку спел... Мы столкнулись с морем, с бурей
детского творчества, с их энтузиазмом, с чистыми
глазами, с их детской правдой — как будто
нахлебались воздуха, озона! Ведь не кривлячные
дети-то были! Со всей своей детской
достоверностью играли цыпленка, лисенка, ежика...
Детского творчества было больше, чем обычного
режиссерского.
Мы были в полном удовольствии от детей и готовы
были благодарить их всю оставшуюся жизнь.
Первый вывод — дети талантливы чрезвычайно. И
действительно, со всеми детьми, без исключения,
можно заниматься театром.
Второй вывод — надо больше слушать детей. Давать
им посильные задачи, и если возникает какая-то
проблема (а это бывает во всяком нормальном
обучении), то давать детям возможность эту
проблему порешать самостоятельно.
И хорошо, если группа разношерстная. Для
художественного воспитания выгодно смешение что-то
умеющих с ничего не умеющими.
Третий вывод — о детском вкусе. Детям все-таки
близок и интересен психологический театр с его
достоверностью и реалистичностью. И если их
здесь не путать и не устраивать эстрадную
развлекаловку для взрослых, то они пойдут по пути
именно реалистичности.
Рассказы А. Ершовой
записаны с диктофона
В. Букатовым и М. Ганькиной
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|