Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №51/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЛЕТНЯЯ ГАЗЕТА.
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО КАНИКУЛАМ. Выпуск №3 ТЕАТРАЛЬНЫЙ

Раскроем карты

О нашей театральной методике

ЭТАПЫ НА ПУТИ К ПРЕМЬЕРЕ
Попробуем осмыслить, что же произошло
Кто не хочет, чтобы дети занимались театральным творчеством и это дело было бы для них приятным, желанным? Желанным — не в том смысле, чтобы актера на руках носили и чтобы он похвалялся и выпячивался, вылезая на сцену (хотя есть дети, для которых просто необходимо, чтобы им хлопали в ладоши). А в том смысле, в каком мы, как педагоги, считаем, что это полезно.
Итак, если считать, что есть в актерском искусстве та прелесть игры, которая полна беззаветности и бескорыстия, и если именно в нее вовлекать детей, то следует отдавать себе отчет, что эта бескорыстная игра сама по себе и просто так почти никогда не возникает. Ведь большинство детей в театральном плане вовсе не особо одаренные, а вполне нормальные. Ну тот, кто одержим, — с ним все понятно. А в лагере — половина случайных (хоть и смена профильная), а из неслучайных далеко не все "явно одаренные". А тут еще совсем новый коллектив, новый состав. Как тут играть большой полуторачасовой спектакль?
Значит, первое, что надо было сделать, — это создать атмосферу равенства. Атмосферу нормальной жизни, не взвинченной, не нацеленной на то, что мы что-то кому-то должны, что мы перед кем-то обязаны выступить и в результате кого-то из нас похвалят. Нет, вот мы живем, как живем, и мы такие, какие есть. И мы все очень интересны (и друг другу, и всем зрителям). И вот этот первый этап во многом держался на заданиях, связанных с кругами.
Второй этап. Все-таки лагерь был подростковый, а не детский, а делали мы детскую сказку. Значит, отношение к детской сказке у них должно быть легкое. Ведь с нашей стороны не было никаких слов о психологической глубине сказки, о ее философии, о том, каков в ней положительный герой, каков отрицательный, какие можно сделать выводы, какова мораль. Обо всем этом не было ни полсловечка! А сказка между тем прелестна, качественна по существу, и как драматургический материал в том числе. Так вот, как не напугать детей этим ценнейшим материалом? Как подвести их к нему?
Для этого нам и потребовались эскизы, легкие самостоятельные пробы, по ходу которых дети как-то приноравливались к воплощению этого замечательного литературного произведения.
А еще мы по этим пробам видели, на что откликается их душа. И если откликается, то как они этот отклик могут воплотить? Вот в этом и был смысл второго этапа.
А уже на третьем этапе нужно было искать наиболее точный знак, соответствующий сущности чего-то там исполнителем задуманного. Тут вступают в свои права законы большого искусства. Ну, конечно, насколько позволяет возраст и понимание юных исполнителей.
Эскизы были нужны, чтобы очиститься от штампов в исполнительском искусстве. А три сумасшедших дня репетиций нужны были, чтобы возникла и всех захлестнула атмосфера дружного поиска: чтобы все помогали друг другу, чтобы все переходили из одной роли в другую, не считаясь с тем, какая роль главная, а какая нет. Главное — искать и помогать. И это было очень важно.
И наконец, четвертый этап — понимать свою обязанность перед зрителем. Чтобы зрителю не было скучно. Чтобы не заставлять его ждать. Чтобы мы, если поем, то пели бы громко и красиво. Чтобы зритель видел, что мы все вместе.
Вот, пожалуй, если коротко, то все. А о подробностях можно говорить на каждом этапе до бесконечности.

 


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru