ЛЕТНЯЯ ГАЗЕТА.
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО КАНИКУЛАМ. Выпуск
№3 ТЕАТРАЛЬНЫЙ
Раскроем карты
О нашей театральной методике
ЭТАПЫ НА ПУТИ К ПРЕМЬЕРЕ
Попробуем осмыслить, что же произошло
Кто не хочет, чтобы дети занимались театральным
творчеством и это дело было бы для них приятным,
желанным? Желанным — не в том смысле, чтобы
актера на руках носили и чтобы он похвалялся и
выпячивался, вылезая на сцену (хотя есть дети, для
которых просто необходимо, чтобы им хлопали в
ладоши). А в том смысле, в каком мы, как педагоги,
считаем, что это полезно.
Итак, если считать, что есть в актерском
искусстве та прелесть игры, которая полна
беззаветности и бескорыстия, и если именно в нее
вовлекать детей, то следует отдавать себе отчет,
что эта бескорыстная игра сама по себе и просто
так почти никогда не возникает. Ведь большинство
детей в театральном плане вовсе не особо
одаренные, а вполне нормальные. Ну тот, кто
одержим, — с ним все понятно. А в лагере —
половина случайных (хоть и смена профильная), а из
неслучайных далеко не все "явно одаренные".
А тут еще совсем новый коллектив, новый состав.
Как тут играть большой полуторачасовой
спектакль?
Значит, первое, что надо было сделать, — это
создать атмосферу равенства. Атмосферу
нормальной жизни, не взвинченной, не нацеленной
на то, что мы что-то кому-то должны, что мы перед
кем-то обязаны выступить и в результате кого-то
из нас похвалят. Нет, вот мы живем, как живем, и мы
такие, какие есть. И мы все очень интересны (и друг
другу, и всем зрителям). И вот этот первый этап во
многом держался на заданиях, связанных с кругами.
Второй этап. Все-таки лагерь был подростковый, а
не детский, а делали мы детскую сказку. Значит,
отношение к детской сказке у них должно быть
легкое. Ведь с нашей стороны не было никаких слов
о психологической глубине сказки, о ее философии,
о том, каков в ней положительный герой, каков
отрицательный, какие можно сделать выводы,
какова мораль. Обо всем этом не было ни
полсловечка! А сказка между тем прелестна,
качественна по существу, и как драматургический
материал в том числе. Так вот, как не напугать
детей этим ценнейшим материалом? Как подвести их
к нему?
Для этого нам и потребовались эскизы, легкие
самостоятельные пробы, по ходу которых дети как-то
приноравливались к воплощению этого
замечательного литературного произведения.
А еще мы по этим пробам видели, на что откликается
их душа. И если откликается, то как они этот
отклик могут воплотить? Вот в этом и был смысл
второго этапа.
А уже на третьем этапе нужно было искать наиболее
точный знак, соответствующий сущности чего-то
там исполнителем задуманного. Тут вступают в
свои права законы большого искусства. Ну, конечно,
насколько позволяет возраст и понимание юных
исполнителей.
Эскизы были нужны, чтобы очиститься от штампов в
исполнительском искусстве. А три сумасшедших дня
репетиций нужны были, чтобы возникла и всех
захлестнула атмосфера дружного поиска: чтобы все
помогали друг другу, чтобы все переходили из
одной роли в другую, не считаясь с тем, какая роль
главная, а какая нет. Главное — искать и помогать.
И это было очень важно.
И наконец, четвертый этап — понимать свою
обязанность перед зрителем. Чтобы зрителю не
было скучно. Чтобы не заставлять его ждать. Чтобы
мы, если поем, то пели бы громко и красиво. Чтобы
зритель видел, что мы все вместе.
Вот, пожалуй, если коротко, то все. А о
подробностях можно говорить на каждом этапе до
бесконечности.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|