ЛЕТНЯЯ ГАЗЕТА.
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО КАНИКУЛАМ. Выпуск
№2 ТУРИСТИЧЕСКИЙ
Зачет по толковому чтению
В эти игры можно играть где угодно и
когда угодно:
и перед сном, и во время похода, и за какой-нибудь
механической работой, и в палатке
или на даче во время дождя,
и в поезде-электричке-самолете-теплоходе,
на скучной лекции, в очереди и даже за едой.
К тому же они не требуют никакого специального
реквизита,
даже листочка бумажки с ручкой.
И число игроков — любое, лишь бы больше одного.
Артем ГАНЬКИН,
аспирант кафедры теоретической
и структурной лингвистики филологического
факультета
МГУ им. Ломоносова, г. Москва
Крокодил
Универсальные словесные игры
В эти игры можно играть где угодно и
когда угодно: и перед сном, и во время похода, и за
какой-нибудь механической работой, и в палатке
или на даче во время дождя, и в
поезде-электричке-самолете-теплоходе, на скучной
лекции, в очереди и даже за едой. К тому же они не
требуют никакого специального реквизита, даже
листочка бумажки с ручкой. И число игроков —
любое, лишь бы больше одного.
А. Сначала рассмотрим игру более чем
двух участников. Один из них (по жребию)
загадывает произвольное слово (например,
крокодил), записывает его на бумажке и кладет ее в
общедоступном месте, но так, чтобы остальные
игроки не могли заглянуть в нее втайне от него и
других (о том, ЧТО признается словом русского
языка, читайте в первом выпуске Путеводителя).
Затем он говорит остальным игрокам первую букву
слова — К. Остальные игроки в порядке,
разыгранном по жребию, задают вопросы
загадавшему. Для этого каждый сначала
придумывает слово, начинающееся с названной
буквы, формулирует нечто вроде определения
(характеристики) соответствующего понятия и
вставляет его вместо многоточия в вопрос вида
"Это, случайно, не?..". Например: "Это,
случайно, не традиционное русское блюдо?" —
спрашивает игрок, имея в виду кулебяку и надеясь,
что это трудное слово загадавший не знает, и
тогда ему придется "расколоться" на
следующую букву.
Если загадавший знает это слово, то он просто
говорит вслух: "Нет, это не кулебяка", и ход
переходит к следующему игроку. Но он может
придумать и любое другое слово, обозначающее
понятие, которое тоже подходит под данное
определение, но в голову спрашивающему не
приходило. И тогда он говорит, например: "Нет,
это не КАША", и ход опять же переходит к
следующему игроку.
В случаях разногласий по поводу того, подходит ли
слово под определение, решение принимается
голосованием остальных отгадывающих или
независимой экспертизой.
Если же загадавший:
1) назвал неподходящее слово, или
2) не смог назвать слово, или
3) не захотел назвать слово, т.к. именно оно и было
им загадано, а других подходящих он не нашел,
то загадавший должен сказать остальным вторую (в
общем случае — следующую) букву загаданного
слова (КР), а ход остается у того же игрока. (В этом
случае ему уже приходится задавать вопрос типа
"Это, случайно, не …", вставляя вместо
многоточия определение, например, слова крокет.)
Однако прежде тот игрок, который задал вопрос,
должен сам назвать слово, которое он имел в виду,
и если вдруг окажется, что оно также не будет
признано подходящим, то известная часть
загаданного слова остается неизменной ввиду
некорректности вопроса, а ход просто переходит к
следующему игроку.
С того момента, как ведущий называет очередную
букву загаданного слова, игроки должны в своих
вопросах иметь в виду слова, которые начинаются с
известной им части загаданного слова. С этой же
части должны начинаться и слова, фигурирующие в
ответах ведущего.
Так все игроки, кроме загадавшего, по очереди
задают ему вопросы и постепенно выясняют, какое
слово он загадал, буква за буквой. Естественно,
чем длиннее это слово, тем труднее им приходится.
Тот, кто не готов в свою очередь сформулировать
вопрос, пропускает ход, но тем самым понижает
свои шансы на выигрыш раунда. Игрок может также
впрямую назвать конкретное слово и спросить, не
оно ли было загадано. Если так и есть, загадавший
должен в этом признаться, в противном случае ход
переходит к следующему игроку. В обоих случаях
публично открывается бумажка и проверяется,
действительно ли было загадано именно это слово.
Выигрывает тот, кто задал последний вопрос, после
которого загаданное слово стало известным. Этот
игрок получает одно очко и следующим загадывает
слово.
Игра ведется заранее оговоренное количество
раундов, с тем чтобы победителем объявить того,
кто в результате наберет наибольшее количество
очков.
Б. Игра двух игроков отличается тем, что
в каждом раунде они считают количество заданных
друг другу вопросов. Конечно, чем их меньше, тем
более успешной признается игра угадывающего (в
роли которого игроки строго чередуются).
Обязательным условием игры вдвоем является
равная длина загадываемых слов, будь то на
протяжении всей игры или в рамках каждой пары
раундов. В последнем случае один из игроков
каждый раз загадывает слово той же длины, что его
партнер загадал в предыдущем раунде.
Варианты. В первом варианте игра ведется
оговоренное четное (чтобы игроки одно и то же
количество раундов загадывали и угадывали)
количество раундов, а победителем объявляется
тот, на чьем счету по сумме раундов оказалось
меньшее количество попыток.
В другом варианте игра ведется до тех пор, пока на
счету одного из игроков не окажется заранее
оговоренное количество попыток, однако теперь
уже этот игрок, конечно, объявляется проигравшим.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|