ЛЕТНЯЯ ГАЗЕТА.
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО КАНИКУЛАМ. Выпуск
№1 ДАЧНЫЙ
Татьяна ЛЕОНТЬЕВА
участница фольклорного ансамбля
Не втаптываться, а вытанцовывать
О том, как дачники на сельской
дискотеке задавали хороший тон
Т ри года назад летом мы снимали дачу в
деревне. И пошли в клуб, на дискотеку…
В столице люди искушенные, циничные. Ну приходишь
ты на дискотеку. Кто там на тебя смотрит, кто про
тебя что думает — тебе настолько все равно.
Хочешь плясать — пляшешь. И ты всем до лампочки, и
тебе все до лампочки.
А там — деревня. Тебя все знают (как в школе), и ты
всех знаешь.
Как в старых фильмах
Клуб был маленький. Какой-то магнитофон, жующий
пленку, на какой-то парте. И стоят стулья по
периметру. Там сидят мальчики: ногу на ногу, с
сигаретой, и смотрят на происходящее.
Сначала начинают танцевать девочки, потом лениво
выходят мальчики. Я давно уже не видала эти
джинсовые варёнки, лакированные челки, лодочки.
Девочки танцуют в своем кружке, мальчики — в
своем. Очень смешно. До этого я такое видела
только в старых фильмах.
Только не это!
А мы пришли — мне было 16, одной моей тетушке — 22,
другая — чуть постарше. Пришли — и сидим
присматриваемся.
И вот они танцуют, как бы втаптываются в землю.
Кто больше втопчется, тот лучше танцует. Это
местные лохи.
Наконец приехали местные крутые. Они встали в
кружок и ну прыгать по кругу. Я так поняла, что это
более развязное движение, более такое
откровенное — наверное, признак свободы и
независимости.
Потом встали мы. Начали танцевать. И… все вышли
за дверь.
Мы такой не ожидали реакции. Чего угодно, но
только не этого — ушли все!
А танцевали мы, как мы обычно танцуем, — с
огоньком. Мне, например, интересно что-нибудь
постоянно в танце придумывать. А когда
стандартный набор движений, когда ты смотришь и
уже знаешь, что он сейчас, через секунду, сделает,
то это уже становится неинтересно.
Вот и тогда мы вели себя вполне прилично, но
довольно смело. И когда все ушли, то нам ничего не
оставалось, как обрадоваться, что стало много
свободного места и нам есть где развернуться.
Впереди планеты всей
А дальше события развивались так. Минут через 5—10
все вернулись и сели по периметру. Но нам было все
равно.
А еще через десять минут несколько местных
встали и начали нас копировать. Как будто такое
так запросто можно скопировать! Любое движение
требует тренировки, какой-то сноровки.
Во-первых, наша манера танцевать была для них
необычной. Во-вторых, мы себя вели очень уверенно.
Было видно, что то, что мы делаем, нам нравится и
нам все равно, что думают другие. То есть мы как бы
правы, и правда за нами. И они потянулись за нами и
стали тоже что-то похожее вытанцовывать.
Нам это очень польстило. Я такое же чувство
испытала, когда плясала на фестивале в
Екатеринбурге кадриль с одним парнем. Я же
немножко в танцах разбираюсь и могу сразу
определить, кто хорошо пляшет. И уже не беру кого
попало в партнеры.
Так вот мы с ним очень здорово поплясали. Мы так
здорово с ним в кадрили прикадривались — то он
обнимет меня ручкой, то я. И покружимся. Мы были
там главной парой. Очень приятно быть впереди
планеты всей.
Кадриль интереснее
А потом стало на нашей сельской дискотеке все
больше москвичей появляться. И она стала более
похожей на московскую. И если честно, стало
неинтересно. Я не люблю ходить на дискотеки так
вот просто, ради дискотеки. Это как в тренажерный
зал ходишь. Мне нравится танцевать с выдумкой.
Мне, например, кадриль танцевать гораздо
интереснее. И не из-за партнера (хотя это само
собой разумеется), но там как бы каждое движение
со смыслом. А на городских дискотеках, даже когда
ты и импровизируешь, все равно в темноте красоту
твоего танца мало кто может оценить по существу.
Это не то чтобы раздражает, а просто ты теряешь к
этому интерес.
В народном танце изначально культура, все
ориентиры, ценности — все другое. Ценно уметь
хорошо и артистично плясать. Когда ты хорошо
пляшешь и партнер хорошо пляшет — это же кайф!
Нет, конечно, когда хорошая современная музыка,
то всегда тянет проявить энергию. Но долго
плясать, только ради того, что ты на дискотеке, —
это скучно. А народный танец — это не скучно,
потому что в нем есть интрига.
Может, дело в гармонисте?
Странно, но все эти кадрили и хороводы сейчас
если и увидишь, то не в селе, а в городе. А на
деревенских дискотеках не дождешься, чтобы
начали кадриль танцевать. Почему?
Может быть, потому, что нет гармониста? Для танца
хороший гармонист очень важен. Помню, на
фольклорном фестивале в Калуге была просто беда.
Гармонист засыпал, и вся кадриль спала. Я так
медленно кадрили не плясала никогда в жизни…
Но главное — чтобы были люди, которые бы что-то
делали, плясали, и эти ребята своими глазами
видели, как это хорошо. То есть должна быть
социальная установка, что плясать народные танцы
— это хороший тон. Вот как мы тогда пришли в
сельский клуб, начали танцевать по-другому, но
делали это уверенно, и местные стали
втягиваться…
Не по-столичному
В прошлом году ведь как было? Отправились мы в
фольклорную экспедицию. Поселили нас в клубе. И в
этом клубе была дискотека. Так вот мы —
московская молодежь — вместо дискотек
устраивали кадрили и парные танцы. И под язык, и
под частушки.
Прошло на ура. Местным тут же захотелось
перенять. И именно кадриль. Здесь важную роль
сыграло то, что хоть мы и из столицы, а вели себя
не по-столичному. Сельским это нравится. Хотя
первое время могут виду и не подавать.
Вот и надо сельским дискотекам прививки делать.
Надо, чтобы память о народных танцах у них в крови
ожила.
А пример показывать — как это ни странно —
приходится нам, городским.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|