Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №49/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЛЕТНЯЯ ГАЗЕТА.
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО КАНИКУЛАМ. Выпуск №1 ДАЧНЫЙ

Виталий КИРИЧЕНКО

Полет монгольфьера

Игровой антиквариат

Преодолеть силу тяжести и оторваться от земли — когда-то это казалось чем-то удивительным и волшебным.
А сегодня смастерить воздушный шар может любой школьник.

Все началось с Дедала

Три тысячи лет греческому мифу о Дедале и Икаре. Дедал был выдающимся скульптором, архитектором и механиком из Афин. Набрав птичьих перьев, он связал их льняными нитками и скрепил воском — получились большие крылья. Надев крылья, Дедал и его сын Икар полетели над морем. Жгучее солнце растопило воск, Икар упал с огромной высоты и утонул.
Но до нас дошли и сведения про реальных людей, которые хотели полетать, как птицы. Так, девятьсот лет тому назад английский монах Оливье из Мальмсбери сделал себе крылья на манер тех, что смастерил Дедал. Привязав их за спину и продев руки в петли, он спрыгнул с высокой башни, упал и поломал себе ноги.
В XVI веке "смерд Никитка, боярского сына Лупатова холоп", смастерил себе из дерева и кожи крылья. Это было во времена Ивана Грозного. Царь, узнав о крыльях, устроил в Москве прилюдный суд. Он сказал, что человек не птица и крыльев иметь не может. А потому это нечистая сила и выдумщику нужно отрубить голову, а крылья дьявольские необходимо "огнем сжечь". Так вот и поплатился головой за свою выдумку русский Икар Никитка.
Но через сто с лишним лет другой мужик, имя его неизвестно, сделал крылья из слюды по указу Великих Государей. Стоили они 18 рублей! Но мужик не полетел, так как крылья были тяжелые.
Мужик понял, что слюда не лучший материал для крыльев, а потому стал просить, чтобы ему позволили сделать другие крылья — из замши. Боярин на мужика ругался, но все же позволил сделать новые крылья стоимостью в 5 рублей. Но и на этих крыльях полет не удался. Тогда мужика били батогами, а чтобы вернуть деньги, забрали у него детей в крепостные и отобрали все имущество.
Со временем стало ясно, что человеку летать, махая крыльями, нельзя. Как оказалось, у человека мускульной силы значительно меньше, чем даже у воробья. Оказалось, что тот же воробей, будь он размером с человека, был бы в 70—80 раз сильнее самого знаменитого силача!
Диковинка Монгольфье
Братья Жозеф и Этьен Монгольфье были владельцами бумажной фабрики в маленьком французском городке Анноне. Наблюдая за плавающими в небе облаками, они однажды изготовили из холста большой шар и наполнили его горячим паром. Но пар моментально остыл, и полета не получилось.
Тогда им пришла в голову замечательная идея: а что если использовать горячий дым? Попробовали — и вышло. Бумажный мешок, раздувшись от дыма и теплого воздуха, взметнулся вверх.
Хотя братья свои опыты держали в секрете, но любопытные горожане прослышали о них и упросили Монгольфье показать свою диковинку. Первый публичный полет шара состоялся 5 июня 1783 года. Братья приготовили огромный шар из материи, для плотности проклеенной бумагой. Шар получился высотой с трехэтажный дом и весил свыше 200 килограммов.
Горожане заволновались, когда увидели, как восемь человек едва удерживают шар, надувавшийся горячим дымом от большого костра. Шар вырвался и полетел вертикально в небо. Площадь ахнула!
Когда теплый воздух в шаре остыл, шар начал медленно, как парашют, опускаться. И приземлился за километр от места запуска.

Первые пассажиры сказали:

кря, ку-ка-ре-ку, бе-э-э

Слухи о летающем шаре дошли до короля. Людовик ХVI попросил братьев приехать в Париж и показать перед Академией наук свое изобретение.
В начале сентября 1783 года братья Монгольфье прибыли в Париж. Они привезли с собой шар, к которому была подвешена круглая корзина для пассажиров. Она была из ивовых прутьев, обклеенных снаружи плотной бумагой.
Тут пошли слухи, что как только человек оторвется от земли, он сразу умрет. Одни утверждали, что от разрыва сердца. Другие — от страшного головокружения. Поэтому было решено проверить действие полета на животных.
19 сентября огромный монгольфьер наполнился горячим воздухом и расправил свои разрисованные цветными узорами бока. Братья внизу под горловиной насыпали на специальную железную решетку горящих углей. Это было сделано для того, чтобы в шар и в полете поступал горячий воздух. Потом к шару подвесили заготовленную заранее большую корзину, в которой сидели утка, петух и баран.
Когда шар отпустили, ветер погнал его к ближнему лесу. Толпа кинулась вдогонку. Кто на колясках, кто верхом на лошадях, а кто просто побежал. Шар, пролетев километра четыре, опустился на верхушки деревьев и, цепляясь за ветки, сполз вниз. Когда увидели, что животные живы и чувствуют себя после полета великолепно, то все убедились, что и люди могут летать на шаре.
Первый полет человека в небо на воздушном шаре состоялся 21 ноября 1793 года в Париже. Так началась эра воздухоплавания.

МАСТЕРСКИЕ

Самолетики складывать каждый умеет! А если не умеет, так у друзей спросит. Минута — и самолетик готов.
А вот соорудить воздушный шар — дело похитрее будет. Тут нужно запастись терпением и самыми неожиданными вещами. Например… феном!

Воздушный шар за полчаса

Эра воздухоплавания на вашей даче может начаться прямо сегодня. Для этого понадобятся большой пакет из тонкого полиэтилена (хорошо подходят пакеты для мусора), скотч, нитки, кусочек пластилина или другой небольшой груз и… фен! Не забудьте пригласить парочку друзей — пригодятся, когда из всего этого вы начнете делать воздушный шар. Точнее, шарик.
Расправьте пакет и, складывая равные клинья и закрепляя их при помощи скотча, сделайте горловину пакета диаметром 10 — 15 см.
Возьмите три нитки длиной около 20 см. Один конец каждой нитки приклейте к горловине пакета на равном расстоянии от двух других ниток. Другие концы свяжите общим узелком и повесьте на него маленький груз (это нужно для того, чтобы шар в полете не переворачивался).
При помощи фена надуйте пакет самым горячим воздухом. Ваш шар взлетит под потолок (или в поднебесье) и некоторое время будет там летать. Когда он опустится, его можно снова надуть феном.
Пакет должен быть большим, иначе его подъемной силы не хватит даже на то, чтобы оторвать от земли сам пакет. Если нет пакета достаточной величины, можно склеить его скотчем из нескольких небольших.

Шар по выкройке

выкройка шара, масштаб 1:10

выкройка шара, масштаб 1:10

Шар посерьезнее изготавливается из папиросной бумаги (авиамодельной). Если лист авиамодельной бумаги маленький, тогда можно склеить несколько таких листов.
По выкройке вырежьте двенадцать частей шара и склейте их между собой. Склеивать лучше всего по парам. В итоге получится шесть пар, а из них — три дольки шара. Наибольшие трудности возникнут при склеивании последних швов.
Образовавшееся на вершине шара отверстие заклейте небольшой заплаткой круглой формы. Отверстие для дыма оклейте по окружности полоской бумаги шириной 10—15 см. Эта же полоска послужит для того, чтобы шар в воздухе держался устойчиво. Помните, что заплаток в шаре должно быть как можно меньше: это делает шар заметно тяжелее.
Для запуска шара выберите безветренный день. Сначала разожгите костер. Над костром установите ведро с выбитым дном или какой-нибудь аналогичный предмет, который будет выполнять роль трубы, собирающей дым в единую струю.
После этого поднимите шар над костром. Когда шар наполнится горячим воздухом и будет рваться вверх, отпустите его. Лети, шарик, привет ласточкам!


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru