ЛЮБИМЫЙ ГОРОД
СЮЖЕТЫ
“Красная пристань”
На архангельской набережной
возвышаются три странных скульптурных изделия.
Это – “Красная пристань”, самая знаменитая
пристань Двины.
Архангельск был в первую очередь портовым
городом. Это чувствовалось абсолютно во всем.
Нельзя даже предположить, чтобы в орловской или
же рязанской прессе появилось вот такое
объявление: “Русское восточно-азиатское
пароходство. Пароход “Двинск” отправляется из
Архангельска прямым рейсом в Америку (Галифакс и
Нью-Йорк), от пристани у вокзала северной
железной дороги. Принимает пассажиров”.
Здесь же подобное было обыденностью.
На заре архангельской истории, во время Северной
войны, порт был скорее не торговым, а военным
пунктом. Например, в 1701 году Петр Первый сообщал в
своем указе: “Свейские неприятельские десять
фрегатов пошли на Белое море. А намерение имеют:
придти вскоре в Двинское устье к Архангельской
пристани и тот город бомбардировать, захватить и
всяко разорение чинить”.
Архангельский порт не всегда процветал. К
примеру, в середине девятнадцатого века
губернатор Н.Качалов извещал: “К величайшему
сожалению, все казенные мастерские
Архангельского порта уничтожены, мастеровые
распущены, здания и запасы материалов распроданы,
но, может быть, часть всего этого можно
приобрести обратно, ежели приступить без потери
времени”.
А в 1911 году проблемы были несколько иными:
“Архангельский порт, к которому приход
иностранных судов увеличился уже до 500, в осеннее
темное время бывает закрыт для входа вследствие
неосвещения. Все суда, идущие в Архангельск,
должны останавливаться на баре реки Двины и
ожидать рассвета, а также и почтово-пассажирские
пароходы”.
Так или иначе, все эти проблемы, разумеется,
решались. А Архангельск все больше и больше
приобретал славу портового города. Отсюда,
например, бежали за границу Савинков с Каляевым
– таможенными предрассудками порт не был
чересчур обременен, поэтому они и выбрали
Архангельск. А законопослушный художник Коровин
тут ни от кого не скрывался, а вовсю наслаждался
пейзажами: “Медленно отходит океанский пароход
“Ломоносов” от высокой деревянной пристани.
Шумят винты, взбивая воду, оставляя за пароходом
дорогу белой пены. Архангельск с деревянными
крашеными домиками и большим собором с золотыми
главами уходит вдаль, справа – песчаные осыпи
гор. Сплошь покрытые лесами, они далеко тянутся и
пропадают в дождливом дне”.
Именно отсюда отправлялись в знаменитый
Соловецкий монастырь. Лев Толстой писал в своем
рассказике “Три старца”: “Плыл на корабле
архиерей из Архангельска-города в Соловецкие. На
том же корабле плыли богомольцы к угодникам.
Ветер был попутный, погода ясная, не качало.
Богомольцы – которые лежали, которые закусывали,
которые сидели кучками – беседовали друг с
дружкой”.
Правда, в скором времени трансфер на Соловки
сделался несколько иным. Игорь Грабарь, к примеру,
отказался от такой поездки: “Белортран, несмотря
на желание пойти нам навстречу, за отсутствием
пароходов не мог нам предоставить ничего
большего, как маленький пароходик,
отправляющийся на Соловки особым отделом ЧК.
Сильный ветер и качка, а на пароходе нет кают, и
нам надо было быть на палубе целые сутки… От
этого удовольствия мы отказались, тем более что
сведения Георгиевского о Соловках неверны.
Остров и монастырь превращены в грандиозный
концентрационный лагерь не только для
Архангельского района, но и для Москвы, откуда
целые партии бандитов препровождаются”.
Впрочем, сегодня все опять, как и во времена
Толстого и Коровина. На Соловки никто не
“препровождается”, а по своей собственной воле
туда ездят богомольцы и туристы.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|