ЛЮБИМЫЙ ГОРОД
Все о городе Архангельск
Вот и лето в
разгаре. А позади – очередной учебный год.
За этот год произошло немало. Нам довелось
побывать в городе оружейников и гармонистов
Туле, проникнуться красотами сказочной Вологды,
побродить по улочкам Сергиева Посада, посетить
город Калининград – российскую Прибалтику,
съездить в провинциальный, уютный Орел,
прогуляться набережной Мойки, отдохнуть в южном
Таганроге, полюбоваться памятниками Твери,
ощутить суровый дух столицы оружейников Ижевска
и вдоволь навосхищаться шедеврами Ростова
Великого.
Читатели “Первого сентября” ездят по городам
России с путеводителем “Любимый город”.
Собственно говоря, для этих целей мы его и делаем.
Сегодняшний же выпуск посвящен Архангельску. И
это неспроста. Лето – пора путешествий, а в
последнее время интерес к русскому Северу
становится больше и больше. Туристы ездят в
Каргополь, Онегу, на Кий-остров и конечно же на
Соловки. Но для этого они сначала попадают
все-таки в Архангельск. Гуляют по городу,
любуются особенным северным небом, покупают
книги о диковинках архангельской земли, ужинают
в ресторане, ночуют в гостинице, а на следующий
день отправляются дальше.
Но Архангельск – это все-таки не перевалочная
база и не привокзальный зал для ожидания. Это –
интереснейший город с ярчайшими традициями –
архитектурными, языковыми, музейными,
этнографическими, кулинарными. Город полон
загадок и прелюбопытных историй. Почему,
например, жители города зовутся не
архангельцами, не архангельчанами, а
архангелогородцами. Мы же не говорим:
“тулагородцы”, “тверьгородцы”,
“таганроггородцы”. Оказывается, город
попервоначалу назывался отнюдь не
Архангельском, а Архангельским городом.
Впоследствии его переименовали, а жителей не
стали переименовывать.
Или вот еще загадка. Почему на одной из главных
улиц стоит старый английский танк? Оказывается,
тот танк – трофейный, и его подарил городу Клим
Ворошилов.
Для чего в центре Архангельска создают полностью
деревянную улицу? А дело в том, что именно этот
материал был до недавних пор тут самым
популярным. Один мемуарист, некто Николай Щапов,
даже писал об Архангельске: “Деревянная полоса
между рекой и болотом”.
При всей жесткости этого определения он был, в
общем, прав. Северный край суров и неприютен. Но
есть в нем маленькая деревянная уютная полоска,
где можно с удовольствием провести время.
Книги
Геннадий Попов. Губернаторы
Русского Севера
Архангельск: Северо-Западное книжное
издательство, 2001
“Приближалось 200-летие Полтавской
победы. 6 марта 1909 года в губернаторском доме под
председательством И.В.Сосновского состоялось
собрание именитого купечества,
лесопромышленников, домовладельцев и
“известных граждан” города. По инициативе Ивана
Васильевича собрание признало, что лучшим
памятником великому преобразователю России
Петру I будет устройство Народного дома его
имени…
Столичные ведомства доброжелательно отнеслись к
идее архангельского губернатора, на сооружение
дома было перечислено в общей сложности 20 000
рублей. Помимо местного купечества, охотно
жертвовавшего деньги на это доброе дело,
откликнулись архангельские лоцманы, торговые
дома и даже крестьяне. Северяне всегда
отзывались на просьбы и обращения властей, когда
дело касалось памяти Петра Великого и Михайлы
Ломоносова: в широких слоях населения имена их
были глубоко почитаемы.
Торжественная закладка Народного дома
состоялась 27 июня 1909 года – в день Полтавской
победы. Строили его по проекту местных инженеров
Каретникова и Пеца “в старинном русском стиле”.
Сосновский активно помогал стройке, не раз
собирал купечество и местных деятелей, когда
возникали проблемы”.
Формально эта книга посвящена поморским
губернаторам. Подобные труды – не редкость в
наше время. Как правило, их авторы ограничиваются
биографиями своих героев и безудержными
комплиментами в их адрес.
К счастью, господин Попов вышел за эти узенькие
рамочки. Он написал, по сути, книгу по истории
дореволюционного Архангельска.
Архангельская область.
Путеводитель
Москва: Издательский дом “Симон-Пресс”,
Эдиториал УРСС, 2000
“17 февраля 1918 г. в Архангельске была
провозглашена советская власть, но вскоре в ходе
разворачивавшейся в стране гражданской войны в
городе при поддержке стран Антанты 2 августа 1918 г.
было создано антисоветское правительство –
Верховное управление Северной области (ВУСО), в
состав которого вошли представители партий
эсеров, народных социалистов и кадетов.
Председателем правительства и управляющим
отделом иностранных дел стал народный социалист
Николай Васильевич Чайковский (1850–1926). Вечером
того же дня в городе уже высадился десант
иностранных интервентов, состоящий из
английских, американских и французских войск
(командующий – английский генерал В.Айронсайд).
Советская власть в Архангельске была свергнута,
для совместного ведения боев с частями Красной
Армии началось формирование так называемого
славяно-британского легиона. Наступление
интервентов из Архангельска в глубь страны
велось по двум основным направлениям – вдоль
Северной Двины на Котлас для соединения с
белогвардейскими армиями, наступавшими с
востока (к сентябрю 1918 года продвинулись на 300 км;
были остановлены в результате успешных действий
военной флотилии под командованием заместителя
председателя архангельского губисполкома
Павлина Федоровича Виноградова) и вдоль железной
дороги Архангельск – Вологда”.
Это – путеводитель из серии “Мир вокруг нас”.
Все традиционно. История, музеи, памятники,
транспорт, гостиницы, кафе. Главное же
достоинство путеводителя в том, что его можно
приобрести еще перед поездкой.
Мнения
“Город Архангельский, деревянный, на
реке на Двине, рублен в две стены, мазан глиною, а
у города трое ворот; на воротах башня, а в воротах
две пищали железные… две пушечки
скорострельные, железные, дробовые; ворота
Воскресенские, а на воротах башня, а в воротах
пищаль железная, немецкая, пушечка
скорострельная, железная; ворота Покровские,
водяные, к реке Двине, а на воротах пищаль
полуторная, медная, полковая. На городе ж башня,
Спасская, наугольная, на ней в среднем бою пищаль
железная, немецкая; башня Вознесенская,
наугольная, на ней в среднем бою пищаль медная,
полуторная”.
С.Ф.Огородников, историк, начало
XVII века
“Мы видели различные суда русских,
которые они называют карбасами. Мы высадили
шлюпку, и наш лейтенант с переводчиком
фан-Аспероном отправились к ним, чтобы получить
немного свежей рыбы, что и удалось сделать. Когда
они пришли к ним, то русские вытащили свою сеть и
предложили различные экземпляры трески и
камбалу удивительной величины. Русские на своей
лодке вместе с нашей шлюпкою отправились к
нашему судну, пришли на борт и даже, по желанию
его превосходительства посла, введены были в
каюту, где они говорили с его
превосходительством, который их угостил
свежеиспеченным пшеничным хлебом, сухарями,
вином и водкою. Они получили от капитана немного
денег, а мы от них приобрели 4 больших прекрасных
трески и несколько камбал чрезвычайной величины;
одна из них почти в 5 футов, а другая в 8 футов
длины и 4 фута ширины.
Эти люди, когда им поднесли чарку водки, делали
странные гримасы, наклоняя голову и тело и много
раз кладя на себя крест. Нам это было очень чудно
смотреть. Они сильно жаловались, что в эту ночь их
ограбило судно с пятью парусами… и они потеряли
большую часть своей сети.
После угощения, придя в свое суденышко, русские
много шумели и кувыркались, точно шары, через зад
и голову”.
Кунрад фан-Кленк, посол
Нидерландов, 1675 год
“Да, недавно то было время, благодаря
которому и теперь внутри России при названии
Архангельской губернии у большинства русских
людей является понятие о крае с неисчерпаемыми
богатствами, а между тем, на что ни оглянись,
везде уже видна другая картина.
В Архангельске, как на кладбище, виднеются там и
сям памятники о его старом значении, о его
прежней широкой и полезной для государства
деятельности: опустелые дома так недавно еще
работавших торговых фирм, разваливающиеся
заводы и набережные, фундаменты эллингов и
верфей, почти заброшенные монументальные здания
Морского ведомства. И там, где прежде с таким
успехом для русской торговли из русского леса
русские мастера строили ходкие корабли, теперь
мы видим иностранные суда, приходящие
обогащаться в наших водах китовым и рыбным
промыслами”.
Н.М.Баранов, архангельский
губернатор, 1884 год
Летопись
1583 – на месте современного Архангельска
основана крепость Новый город (впоследствии она
называлась Новый Холмогорский город и Новые
Холмогоры).
1613 – Новые Холмогоры переименованы в
Архангельский город.
1666 – в городе для иностранных купцов выстроена
лютеранская кирха.
1667 – Архангельск практически полностью
уничтожается грандиозным пожаром. Быстро
отстраивается заново.
1684 – закончено строительство комплекса Гостиных
дворов.
1693 – основано архангельское Адмиралтейство.
1694 – в городе построено первое судно – “Святой
Павел”.
1702 – Архангельск становится столицей Поморья
(ранее эту роль играли Холмогоры).
1708 – образована Архангелогородская губерния.
1780 – Архангелогородская губерния снижает свой
статус до Архангельской области и входит в
состав Вологодской губернии.
1784 – создано Архангельское наместничество.
Город вновь становится самостоятельным.
1794 – принят регулярный план застройки
Архангельска.
1796 – учреждена Архангельская губерния.
1887 – в городе открыт завод по ремонту морских
паровых винтовых судов (ныне завод “Красная
кузница”).
1897 – начато железнодорожное сообщение
Архангельска с Москвой.
1905 – основан Архангельский биржевой комитет.
1918 – город захвачен английскими, американскими и
французскими интервентами.
1920 – город захвачен большевиками.
1929 – Архангельск становится центром Северного
края.
1936 – Архангельск становится центром Северной
области.
1937 – Архангельск становится центром
Архангельской области.
Музеи
“Портрет в старинном интерьере”
Набережная Северной Двины, 79
Музеев в Архангельске и
в его окрестностях много. Некоторые из них (к
примеру, Архангельский государственный музей
деревянного зодчества и народного искусства в
Малых Корелах) известны на всю Россию и за
пределами нашего государства. Как правило,
туристы осматривают Краеведческий музей (его
экспозиции находятся на площади Ленина, 2, и в
помещении гостиного двора на набережной
Северной Двины, 86), музей изобразительных
искусств Государственного музейного
объединения “Художественная культура Русского
Севера” (площадь Ленина, 2) и Государственный
Северный морской музей (набережная Северной
Двины, 80). Но город интересен не только этими
достаточно известными и крупными музейными
формированиями, но и множеством маленьких
музейчиков, которые путешественник встречает
совершенно неожиданно во время прогулок по
Архангельску.
Один из них – выставочный комплекс “Портрет в
старинном интерьере”. Скажем сразу: портрета
здесь больше, а интерьера значительно меньше. То
есть в соотношении количественном пропорция,
может быть, и выдержана, но к интерьерам как-то
доверия меньше. Например, в столовой странным
образом встретились венская мебель, китайская
ширмочка и другие не особенно сочетаемые
экспонаты.
Впрочем, не исключено, что в этом и состоит
историческая подлинность экспозиции. Вряд ли
обычные архангелогородцы были специалистами по
интерьеру. Вероятнее всего, в домах поморских
обывателей как раз и совмещались всевозможные
несовместимые предметы мебели. Главное, чтобы
покрасивее и побольше.
КСТАТИ, здание было построено в 1786 году как жилой
дом, но по прямому назначению не использовалось.
Здесь в разное время располагались Банковская
контора, Променная контора, Коммерческий банк и
таможня.
Выставочный зал
С.Г.Писахова
Поморская улица, 10
Музей
Писахова – музей будущего. Не в том смысле, что он
посвящен будущему Архангельского края, а в том,
что этот музейчик пока не готов. Он только будет
музеем. А пока имеет статус выставочного зала и
относится к Государственному музейному
объединению “Художественная культура Русского
Севера”.
Степан Григорьевич Писахов – сказочник. Именно
как сказочник он и известен. Притом мало кто
представляет Писахова внешне. А облик его был
весьма колоритен.
Владимир Лидин писал: “Много лет назад совершая
первую свою поездку по Северу, я пришел к домику
на Поморской улице в Архангельске. В кармане у
меня была рекомендательная записка от писателя
В.Г.Тана к художнику Писахову. Мне открыл дверь
низенький, весь заросший густым рыжеватым
волосом человек с густейшими рыжеватыми,
торчащими пучками, бровями. Глаза у него были
зоркие и приглядчивые. За его спиной в мастерской
были развешены полотна – пейзажи Новой Земли,
огненные закаты, служившие фоном для
ультрамариновых льдин и лужайки среди валунов,
покрытые красными, необычайной красоты
цветами”.
Да, Степан Григорьевич и вправду был художником.
Он осваивал это искусство в Петербурге, в училище
технического рисования Штиглица, и в основном
писал полотна с видами северной природы – нечто
в духе отца и сына Рерихов.
Первая же книга его сказок вышла, когда автору
было уже под шестьдесят. Впрочем, Степан
Григорьевич не ощущал свой возраст и подарил
тому же Лидину свое произведение с дарственной
надписью: “Трепетно решаюсь послать свой
юношеский труд”.
Он вообще любил называть себя юношей. Писал
незадолго до смерти: “Я простудился. Месяц не мог
ходить. С трудом делал пять шагов и садился
отдыхать. Хотя бы до совершеннолетия дотянуть!.. И
мне мало только до совершеннолетия. Теперь
хочется до 2000 года! Ведь так много
ожидается-намечается нового. Сообщение с Москвой
без затраты времени… А какая будет музыка?
Подождать-то всего 41 год! Очень хочу. А какой
нарядной вступит земля в 2000 год!”
Конечно, в этом “юношестве” было некое
нарочитое позерство. Но вполне естественное для
“поморского Мюнхгаузена”.
Безусловно, такой человек заслуживает
собственного мемориального музея. И этот музей
создается. Пока что здесь нет даже вешалки, чтобы
повесить пальто. Сидит милая женщина и продает
билеты. Никаких буклетов, книжек, сувениров тоже
нет. Все это в будущем.
Зато по стенам развешаны картины Степана
Писахова. Те самые “огненные закаты”.
КСТАТИ, дом на Поморской улице, где жил Писахов,
до наших дней не сохранился. Экспозиция
размещена в другом доме.
ИНТЕРНЕТ
http://www.pomor.ru/Arkhangelsk/
“Улицу Карла Маркса в начале ХХ века
называли то Кирочной, то Лютеранской – по
названию стоявшей на ней лютеранской кирки.
Сейчас этому зданию более двухсот лет, и
сравниться с ним по возрасту могут разве что
только Гостиные дворы.
Появление в православном городе лютеранской
кирки связано с существовавшей в прошлом в
Архангельске Немецкой слободы, жители которой в
большинстве своем были выходцами из Западной
Европы. Жизнь на севере мало привлекательна, и те,
кто решался раз и навсегда поселиться в Городе
Архангельском, у себя на родине оказались
неудачливы, но мечтали хоть где-то реализовать
свою предприимчивость. Религией этих людей был
протестантизм, зародившийся в XVII веке. Согласно
протестантской этике основными симптомами
избранности к спасению являются сила веры,
продуктивность труда и деловой успех.
И действительно, жители Немецкой слободы
оказались энергичным островком в застойных
водах Русского Севера. Они строили прядильные и
канатные предприятия, возводили кузницы,
мельницы, налаживали “поварни для топления сала
морского зверя и кожаного сушения”. В 1768 году по
инициативе старосты протестантского прихода
Стефана Гандорна началось строительство
каменной кирки взамен существовавшей
деревянной. Согласно сохранившемуся чертежу и
надписям на нем возводили однонефный храм, и все
делалось “по правилам изрядной архитектуры”.
Под “изрядной архитектурой” подразумевался,
видимо, модный тогда стиль барокко...
В годы Гражданской войны в кирке размещался
госпиталь экспедиционного корпуса Антанты. В 1929
году кирка прекратила свое существование, и
здание было передано комсомолу, а тот устроил в
ней Театр рабочей молодежи. Затем в бывшей кирке
размещались Клуб индустриализации, Трест
столовых, детская спортивная школа. Старое
здание трещало, но выдержало, сохранив свои
прекрасные акустические характеристики. Поэтому
в начале восьмидесятых годов его решили
превратить в концертный филармонический зал и
восстановить при этом исторический облик кирки.
В результате реконструкции в кирке появился
полузаглубленный этаж, выходные двери на южном
фасаде, воссоздан готический шпиц, разобранный в
советское время, и историческая меблировка в
зрительном зале.
Взамен утраченному органу в Германии был
изготовлен новый, специально для этого зала, и
под сводами старой церкви вновь поселилась
гармония, обращенная к небу”.
Это один из лучших сайтов, посвященных прошлому
российских городов. Автор – один из ведущих
краеведов города, Юрий Барашков. История улиц,
отдельных зданий, архангельских традиций и даже
старый рецепт приготовления трески.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|