РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ
В.Е.КАГАН. Понимая себя: взгляд
психотерапевта
Серия «Психологическая культура».
Москва, «Смысл», 2002
Что такое кризис и что такое стресс? Как
они зарождаются и можно ли их избежать? Как
помочь человеку оставаться самим собой? Этим и
многим другим вопросам посвящена книга
В.Е.Кагана. В предисловии он пишет: «Всех нас –
здоровых и не очень здоровых – объединяет одна
чудесная штука: подаренная нам, но не дающаяся
даром жизнь, в которой мы хотим и имеем право быть
принятыми такими, какие мы есть, отвечать за
самих себя и за свою жизнь так, как мы понимаем
себя и свою жизнь, развиваться и изменяться, не
изменяя себе».
Это серия очерков, в которых рассказы о жизненных
историях перемежаются с размышлениями о нашем
времени, о психологических проблемах взрослых и
детей.
«Сумасшедшая страна, сумасшедшая жизнь,
сумасшедший мир… и стою посреди этого
сумасшествия я – здоровый!» – пишет В.Е.Каган. По
его твердому убеждению, мир настолько
сумасшедший или здоровый, насколько мы его таким
делаем… или не делаем. Характер человека в целом
не хорош и не плох – он таков, каков есть. «Вот
этот шкет с вечным гвоздем в месте, на котором
сидят, от которого стонут учителя, перешли на
анальгиновую диету родители и катаются от смеха
дети – не новый ли это Райкин? А этот занудливый
педант, не вынимающий голову из книг, не умеющий
защитить себя, затюканный сверстниками – не он
ли прочтет остававшиеся двести лет непонятными
сотням «яйцеголовых» взрослых надписи,
открывающие неизвестный пласт истории?.. Трудно с
такими людьми? Да, очень. Но внутренний мир
человека уникален и неповторим, важно слушать и
слышать именно этот мир, мир этого человека,
вступать в диалог с этим миром, помогая ему, а не
стремясь подогнать его под мерки внешнего мира».
Много очерков в книге посвящено детям: «Такой
маленький, а уже…» – о детских страхах, «Мир
тревоги: штрихи к портрету» и «Черная тень» – о
детской тревоге и депрессиях, «Дети развода» – о
культуре развода, предполагающей не только свои
правила и этикет, но и психологическую поддержку
терпящей бедствие семейной команды. В.Е.Каган
пишет о том, что часто страх и чувство
беспомощности у детей выливаются в гнев,
упрямство, раздражительность, враждебность. Если
мы понимаем это, то едва ли станем отвечать на
«трудное» поведение выговорами и наказаниями –
надо быть с ребенком, помочь ему успокоиться,
поверить, что мы с ним, на его стороне, никуда не
денемся. Мы можем разговаривать с ребенком на
одном языке лишь тогда, когда понимаем себя и его,
а не действуем в рамках каких-то заданных
моделей. И это язык переживаний.
В очерке «Комплекс полноценности», касаясь
телевизионного обсуждения, как быть с
«неполноценными» детьми, В.Е.Каган спрашивает:
«Может ли быть полно-неполноценным то, что цены
вообще не имеет? Не потому не имеет, что в
базарный день даром, а потому, что бесценно. В
каждом из нас живет комплекс полноценности. И
полноценен в настоящем человеческом смысле лишь
тот, кто контролирует жизнь этого комплекса
внутри себя таким образом, что не делит людей на
полноценных и неполноценных ни по каким
признакам.
В очерках «Школьная готовность», «В ритме
школьного вальса» В.Е.Каган говорит не столько об
интеллектуальной, сколько о душевной,
психологической готовности к школе.
В заключение автор пишет:
«Совсем нередко каждый из нас может
помочь другому пережившему травму человеку. Ни в
коем случае не пытайтесь уверять человека, что
«все прошло» и «все будет хорошо». Прошло событие,
а не его переживание и боль. Обычно такие
уверения воспринимаются как непонимание или
оскорбление. Не надо навязывать человеку свои
«теории» случившегося. Не уверяйте человека в
том, что вы знаете, что он переживает. Вы не можете
этого знать. Такие уверения помогают вам
уменьшить собственные переживания, вы говорите о
себе, а не о нем. Иногда достаточно просто быть
рядом с человеком и слушать его. Тишина
присутствия часто целебна».
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|