Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №48/2003

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
МАЛЕНЬКИЙ ТРАКТАТ 

Детское воровство: от 3 до 16

Мы спешим вынести приговор, даже не понимая причин случившегося

Каждый родитель мечтает видеть своего ребенка самым счастливым, умным, честным. Но что делать, если надежды не оправдываются? И сын растет не аккуратным, благовоспитанным мальчиком, а неуправляемым трудным ребенком? И мать вдруг сталкивается с такими проблемами, о которых раньше и подумать-то было страшно… И снова встает, наверное, самый древний родительский вопрос: “Откуда это?”
Примите как аксиому: мы – корень, и корень зла тоже. В первую очередь от нашего отношения к своему ребенку зависит, понесет он с собой по жизни бремя страшных недостатков или нет. По-рок, по року, по судьбе – груз, который несет человеческая душа.

Просто взял то, что понравилось

Каждый день первоклассник Вова приносил из школы новую игрушку.
– Откуда это? – спрашивала мама.
– Алеша дал.
На следующий день: “Аня подарила”. Когда в доме скопилось уже немало подобных “подарков”, грянул гром.
– Ребята жалуются, – сообщила учительница, – что Вова шарит в их ящиках, залезает в портфели. Разные вещи пропадают: игрушки, фломастеры…
Мама Вовы почувствовала, будто на нее вылили ушат ледяной воды. Первый порыв был – устроить сыну разнос, накричать, отшлепать – чтоб знал! Но, к счастью для Вовы, он не попался под горячую руку. А у мамы по дороге из школы домой созрело совсем иное решение…
Вова был ошеломлен. Никогда еще он не видел свою мать в таком состоянии. Молча, с каменным лицом прошла она мимо него, словно Вова – пустое место. Молча собрала в большой пакет все трофеи сына, спросила сухо:
– Еще есть?
Вова вынул из тумбочки несколько игрушек.
– Завтра ты возьмешь этот мешок и раздашь вещи тем, у кого взял. – Мама старалась говорить спокойно, но в глазах у нее стояли слезы. Вова опустил голову. – Мне никогда еще не было так стыдно!
Мать ушла в другую комнату, закрыв дверь.
С тех пор прошло много лет.
– Когда, остыв, я поговорила с сыном, – вспоминает Вовина мама, – то, к своему изумлению, обнаружила, что он просто не понимает, почему нельзя брать вещи у одноклассников. Они же “свои люди”, как мама и папа, а вовсе не чужие. Ведь у себя дома он может брать все что угодно! Его поступок не был воровством, т.е. сознательным и тайным присвоением чужого добра. Откуда он мог знать, что делать так нехорошо, если я ему и не объясняла этого никогда: повода не было.
В педагогике существует такое понятие – “детское воровство”. Оно отличается от “взрослого” тем, что ребенок не может еще в полной мере осознать, насколько плохо поступает. В его представлении он “просто берет” то, что ему нравится. Ведь для 2–3-летнего малыша вполне естественно взять на улице чужую игрушку и начать играть ею. Следовательно, взрослые не должны ругать детей за “воровство”, как за преступление. Можно объяснить, в чем заключается их ошибка, можно последовать примеру Вовиной мамы – ваша непримиримая позиция будет убедительнее любого наказания.

Трудно преодолеть соблазн

У ребенка постарше (от 9 до 12 лет) воровство может быть связано с недостаточным развитием волевой сферы: на свое “хочу!” самому себе сказать “нет!”. Таким детям трудно справиться с соблазном, хотя они испытывают стыд за свой поступок.
В одной из московских школ три девочки, ученицы 4 класса, совершили кражу. Они, как говорится, “свистнули” несколько колясок, оставленных у детской поликлиники. Шуму было много: выходят мамаши с младенцами на руках, а транспортного средства нет. Поймать преступниц не составило труда: они мирно играли крадеными колясками во дворе соседнего дома.
Конечно, девочки понимали, что поступают нехорошо. Но они планировали вернуть коляски в тот же день. Пойманные с поличным, они быстро раскололись, назвав номер школы, в которой учатся, свои имена и фамилии. А дальше началось самое страшное.
В школе устроили настоящий показательный процесс. Девочек поставили на сцену актового зала, полного зрителей – учеников разных классов. Учителя по очереди выходили и клеймили “бездушных воровок”, “жестоких обманщиц”.
После собрания дети тыкали в них пальцем и кричали: “Воровки! Воровки!” Само посещение школы стало для них пыткой.
Конечно, каждую что-то не очень приятное ждало и дома. Только одна мама поступила нестандартно: срочно перевела свою дочь в другую школу, подальше от старой. Остальные же приняли сторону учителей. Впоследствии две девочки так и пошли вразнос: начали пить, курить, уходить из дома. Кто знает, возможно, тот самый школьный “урок” стал роковым, и они поверили, что хуже их и быть никого не может… Детское сердце особенно ранимо. То, что для взрослого – ерунда, проходящий момент, для ребенка подчас становится источником большого горя, поворотом на всю жизнь.
Золотое правило воспитания гласит: ругай наедине, хвали – при всех. Воровство – сор, который не следует “выносить из избы”. Нельзя клеймить, красить образ в черный цвет: иначе порочный поступок может действительно превратиться в суть личности: мама говорит – значит, я такой! А в подростковом возрасте уже звучит вызов:
– Да! Обманщик, вор! Ну и что?

Это как приключение...

Проблема воровства по мере роста ребенка усложняется. То, что в раннем детстве – случайный эпизод, ошибка, у подростка (12–16 лет) – уже осознанный шаг, а то и вредная привычка. Но значит ли это, что четырнадцатилетний мальчишка – конченый человек?
Однажды мне пришлось разговаривать с трудным подростком Сережей Ф., которого поставили на учет в милицию за совершение целой серии краж. Сережа был “форточником”. Открытая форточка служила ему дверью в чужие квартиры. Список украденных им вещей включал военный бинокль, пейджер, плеер, пару кроссовок, газовый пистолет. В общем, нельзя сказать, что Сережа обчищал квартиры.
– Неужели, – удивилась я, – все эти мелочи стоят того, чтобы позорить себя, родителей?
– Дело не в вещах, – махнул рукой Сережа.
– Тогда в чем?
Он оживился:
– Ну, понимаете, дух захватывает: лезешь – могут поймать, в квартире – хозяева прийти, потом выйти незамеченным – получится или нет?
– В общем, риск, да? – закончила я.
– Да! – подтвердил Сережа.
– Шел бы тогда в летчики лучше! – презрительно вставила Леночка, которая случайно услышала наш разговор.
Сережа опустил голову. Леночка ему очень нравилась.
Через месяц я узнала, что Сережа учится прыгать с парашютом. А когда он поступил в летное училище, я только улыбнулась.
Не стоит думать, что таких любителей приключений, как Сережа, единицы. Что заставляет мальчишек лезть в чужой сад за яблоками, когда в своем – ветки ломятся? Азарт, острые ощущения.
Нет, я не призываю оставлять проступки детей без внимания, но хочу убедить, что мотивы воровства могут быть самыми разными. Прежде чем осуждать, постарайтесь понять причины. Свершившийся факт еще не вина. Ведь есть случаи, когда подростков силой или хитростью втягивают в порочный круг.
Приятели ловят на “слабо”, взрослые запугивают угрозами. Сейчас в школах, как в бандах, есть такое понятие – “поставить на счетчик”. Подходит к 13-летнему пацану
16-летний и говорит: “Ты мне должен тысячу рублей. Не отдашь – каждый день будет капать процент”. Таким образом, названная сумма неуклонно растет.
“Откуда же я возьму?!” – “У мамы с папой”. Если жертва не отдает “долг”, ее терроризируют и бьют. С этим явлением в школах бороться крайне сложно, поскольку ни учителя, ни родители ни о чем не подозревают: под страхом смерти жертвам запрещено жаловаться. Попадая в подобную зависимость, ребенок нередко начинает воровать: ему кажется, что, собрав необходимую сумму, он избавится от своих мучителей.
Какая бы беда ни случилась с ребенком, главное – не отворачиваться от него, дать ему шанс остаться Человеком. А если потребуется – дать такой шанс еще раз.
А.С.Макаренко в книге “Педагогическая поэма” рассказывает, как одному из своих воспитанников – прожженному вору и жулику – доверил он получить огромную сумму денег за всю колонию. Он намеренно послал мальчишку за деньгами одного. Когда, измученный внутренней борьбой и соблазном, тот все-таки принес деньги и попросил их пересчитать, Макаренко ответил:
– Зачем? Я тебе верю.
Именно эта вера в своего ребенка, в то, что он хочет и может быть лучше, спасет его, остановит от рокового шага.

...А иногда болезнь

Опасный симптом, если ребенок берет все, что плохо лежит. Часто он не помнит, когда и у кого взял вещь; не может объяснить, для чего. Он берет даже то, что ему совсем не нужно, тут же бросает или теряет украденное. Он ворует потому, что не может не воровать.
Эта болезнь называется клептоманией (от греч. “klepto” – похищаю и “mania” – безумие). И определяется она как “периодически внезапно возникающее влечение к хищению вещей”. Здесь бесполезны воспитательные меры, и нужно срочно обращаться к врачу.
Когда родители оставляют это без внимания или пробуют “лечить” недуг сами, болезнь заходит слишком далеко. Многие дети, страдающие клептоманией, со временем оказываются в тюрьмах.

С чего начать?

На вопрос: “Как избежать детского воровства?” – не ответишь: “Возьмите ручку, записывайте рецепт”. Но для меня очевидно одно: ни запрет, ни страх наказания, ни что-то другое вовсе не убережет ребенка. Его остановит только глубокое внутреннее чувство – стыд. Нельзя представить себе: “Стыдно, но ворую”, потому что стыд – это нежелание души мириться с плохим поступком или отказ совершать его.
– Мамочка, я сегодня учительницу обманула – ты только не говори никому!
Вот повод привить немножко стыда.
Одна мама ответит:
– Да ладно! Учительница же все равно ничего не узнает.
И девочка станет хитрой.
Другая мама закричит:
– Как ты могла?! Бессовестная, бесстыжая!
И девочка замкнется, усвоив: делиться с мамой опасно.
А третья мама расстроится, поговорит с дочерью спокойно, исповедь ее выслушает. И девочка начнет многое понимать…
Из таких повседневных “мелочей”, взглядов и фраз складывается постепенно у ребенка нравственная шкала ценностей. Если для нас главное – деньги, квартиры, дачи и для достижения все средства хороши, нам никогда не обмануть своих детей. Они быстро поймут мамину “правду” и начнут следовать ей в собственной жизни.
С чего начать? Наверное, с покаяния. Это не в духе времени, зато в русле великой культуры и по-христиански.

Светлана ТАНДИТ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru