ЭПИСТОЛЯРНЫЕ УРОКИ
Теплое дыхание детства
Из дневника классного руководителя
Когда уходит в автономное плавание
очередной класс, меня очень долго преследует
ощущение утраты. И учебный год уже начался, и
новые глаза доверчиво распахнуты навстречу, но
те, другие, все светят и светят из мрака ушедших
лет, никак не отпускают на волю мою душу.
Ловлю себя на том, что в рабочем плане вместо
целей и задач урока опять рисую какие-то
случайные буквы, которые самым волшебным образом
складываются в имена, а пушистый зайчонок,
попавшийся под руку, к концу кинофильма
становится кареглазым, такая родная и узнаваемая
мордашка! «Боже! – приструниваю себя
раздраженно. – Да что же это я за размазня?
Радоваться же надо».
Но однажды, все-таки не выдержав одиночества во
вполне обжитой и довольно густо населенной
квартире, я беру с полки старую-престарую
тетрадь, мой дневник, и сажусь писать письма моим
любимым. Я никогда не отправляю эти письма,
потому что у них нет конкретного адресата, но
когда кто-то из моих повзрослевших учеников, «из
дальних странствий возвратясь», забредает ко мне
на огонек, мы садимся на диван, я приглушаю свет
почти до темноты и читаю вслух эти письма. По
правде, мне свет не нужен вовсе, потому что я знаю
их почти наизусть. С годами круг ребят,
возвращающихся в мой дом, ширится, и уже не важно,
кому, какому выпуску были написаны эти письма,
они оказываются нужны им всем как теплое дыхание
детства. Они стали нашей классикой, разумеется,
от слова «класс».
* * *
Сегодня я опять вспоминала вас, вернее,
мои первые ощущения от встречи с вами. Таня –
елочка, такая пушистая, нарядная и такая колючая.
Женя – человечек, человечище, мудрый маленький
философ. Сережа – весь сияет и светится,
почему-то напоминает огни большого города – все
празднично, игриво, но что там, за этими огнями,
какая протекает жизнь, какие радости, какие
напасти – все еще впереди. Игорь – это мои
будущие войны за успеваемость, за посещаемость и
за его здоровье тоже, а потом за дружбу, за
любовь...
Леночка – чувствую, ей не книжки нужны, не уроки,
а мое тепло и участие, вся палитра чувств,
достучаться до этой девочки будет не так-то
просто. Еще один Игорь – упав, не скажет, что
больно, весь в себе, а мне надо, чтоб сказал... Саша
– не любит слово скучное «нельзя».
* * *
Ах, какой был сегодня салют! Его услышали
во всех классах. Разбили плафон в школьном
коридоре. Не успела я выбросить красный флаг –
сигнал беды, чтобы уберечь вас от крика и разноса,
как вы уже сами нащупали спасительную ниточку:
«Знаем, кто выручит!» Выручили, мир не без добрых
людей.
* * *
Пытаюсь понять, что происходит в классе.
Упрямые, не сдаетесь, не понимаете, что я все
равно буду искать ответы на вопросы, которые
лишили меня сна. И вдруг во время прогулки к
роднику вижу, как Он протягивает Ей цветы. Все
понятно: у нас в классе поселилась любовь...
* * *
Да. Мы поссорились. Как остро я чувствую
эту полосу отчуждения. Неужели вернутся те
времена, когда мы жили в дружбе и доверии? Неужели
вернется мир, который я выстраивала годами? Или у
нашего романа будет скучная, серенькая развязка?
Одно слово, сказанное сгоряча, а какова ему цена!
Нет-нет, верю, что сумею завоевать ваше прощение и
вы навсегда позабудете это злое слово.
* * *
Устав школьной жизни изменчив и лукав.
Попробуй не устать, изо дня в день твердя одно и
то же слово «надо». Будто длится бесконечная
погоня, и ты обречен скакать и скакать, чтобы
слово «надо», прошив до озноба, обратилось в
домашнее задание, сменную обувь, мокрую тряпку в
руках дежурного, поколотый на кусочки мел,
политые вовремя горшочки с растениями, монетки
за обед – и все это, однажды схватив в свои руки,
держать? Нет! Отпускаю ниточку за ниточкой,
передаю в ваши руки и вот уже никуда не скачу,
никого не догоняю, отдыхаю, бла-жен-ству-ю!
* * *
Я с каждым часом убеждаюсь снова и снова,
что дети мои не существительные с
прилагательными изучают, они живут. Если
наполнить школьное время только учебой, то
станет оно тусклым и мертвым. Поэтому – все чаще
– прочь из-за парт, чтобы предметы вокруг начали
тоже жить, а не существовать, а прилагательные к
ним изо всех сил прилагаться: друг – любимый,
радость – звонкая, улыбка – обворожительная...
* * *
Какой пасмурный и мглистый сегодня
вечер, даже птицы примолкли, не щебечут в
кружевах берез. Да и у меня полудремотное
состояние. И вдруг – свист за окном... Раз...
другой... Муж смеется: «Иди, тебя вызывают». А ведь
и правда меня. Меня! Помощь нужна, а в дом войти
постеснялся. И свист – никакое не хулиганство,
нормальная форма общения, если люди не
разучились понимать друг друга.
* * *
Резкий гудок автомобиля. За рулем мой
балбес, широким жестом приглашает, мол, садитесь,
подкину. Сердце замирает, и первая мысль:
откажусь. А сама делаю нежданный поворот –
раскланиваюсь и начинаю взгромождаться на
сиденье. Это мне мой внутренний голос приказал
отбросить все страхи, вспомнить, что он водит
машину чуть ли не с первого класса и вообще он
человек очень аккуратный, ничего со мной не
случиться. Если б в моей это было власти, я бы
никогда его за руль не пустила. Но я не властна, а
потому – еду да еще и шутить пытаюсь.
* * *
Поход. Костер. Ночь. Квакают лягушки в
пруду. Чувство опасности, оно такое естественное
в этих условиях, хотя бояться я не имею права, раз
уж привела их сюда. Чтобы чем-то отвлечься,
поправляю одеяло на плечах у Сереги и вдруг
слышу: «Да не волнуйтесь вы так! Мы же с вами!»
* * *
И вот вас со мной нет. Ну как же мне не
волноваться?
Валентина ГУСЕВА
деревня Кладово, Ярославская область
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|