ЭПИСТОЛЯРНЫЕ УРОКИ
Июль. Блаженное время отпуска. Где-то
там, в запертой на каникулы школе, остались
хлопоты, тревоги и сомнения. Наступила летняя
полоса жизни. Пусть многие из нас даже в дачных
хлопотах и путешествиях не перестают думать о
школе. Ищут подходящие методики, технологии... Но
нередко посещает нас и состояние волнующей
неопределенности, желание не пользоваться
никакими проверенными рецептами, а тихо стоять
перед лицом тайны жизни. Душа нуждается в
молчании, особенно летом, когда устаешь к концу
года от бесконечных воспитательных разговоров. И
хочется забраться в старое дачное кресло с
книгой, медленно перелистывать страницы...
Поэтому на нашей последней школьной полосе
встретились книга писем, уже увидевшая свет, и
книга писем будущих, пока не созданных, авторами
которых можете стать вы, наши читатели. Перед
нами редкая возможность медленно читать и думать
– о ребенке, о жизни, о нас самих. Такое странное,
может быть, задание на лето.
Приглашение к летнему сочинению
Давайте сами попробуем создать новый
педагогический словарь!
Часто случается, что в нашей
повседневной жизни не хватает времени на
размышления о сути и назначении учительской
работы, которую мы ведем. И, может быть, именно
сейчас, когда мы вынырнули из регулярного потока
методических забот, уместно спросить себя: чему и
ради чего на самом деле мы учим детей?
В Америке для это существуют специальные
психологические задания. Замысел предельно
прост – собравшись вместе, учителя решают, какие
слова заключают в себе самое важное в деле
образования и воспитания. Рассуждают об этих
словах, воскрешая опыт собственного и чужого
детства. Вот какие слова получились: утешение,
терпение, упорство, помощь, радость, чувство
благодарности, достоинство, доверие, уважение,
кротость, забота, понимание, решительность,
справедливость, великодушие, дружелюбие... Всего
двадцать пять слов, хотя на самом деле их,
конечно, гораздо больше.
Вряд ли возможно и нужно вести школьные уроки,
выбирая такие темы. Но можно выстраивать на этих
основаниях свою педагогику. И мы подумали: что
если предложить и нашим учителям составить свой
педагогический словарь? Ведь, наверняка, и у нас
есть в запасе те единственно верные слова,
которые определяют логику учения и наполняют его
смыслом. Может быть, их наберется столько, что
можно будет действительно написать целый
словарь новой педагогики. А может быть, это слово
единственное, но самое главное, без которого не
случится чуда настоящей встречи ученика и
учителя.
Нам кажется, важно не только собрать слова,
заключающие в себе педагогические ценности, но и
записать истории из нашего учительского,
родительского, детского опыта, с ними связанные.
Мы ведь часто задаем детям сочинения на лето. А
почему бы и учителю не написать на каникулах
сочинение, совершенно особенное, педагогическое?
А осенью, когда мы снова разойдемся по классам,
наши мысли встретятся на газетных страницах.
И вдруг окажется, что слова, обретя объем текста,
высветят нам что-то новое, дотоле незаметное, и
наша мысль и ежедневная преподавательская
практика направятся по какому-то новому пути.
Собрав эти истории вместе, мы получим
удивительную книгу, в которую обязательно
захочется заглянуть всякий раз, когда опять
столкнемся с трудностями в школьных стенах.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|