КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ВЫСОКАЯ ПЕЧАТЬ
Из племени «пашущих»
Издана посмертная книга прозы Бориса
Можаева
Книга Бориса Можаева «Земля ждет
хозяина» (издательство «Русский путь») не только
бережно и любовно составлена И.П.Борисовой, но и
замечательно оформлена художником Григорием
Берштейном. Очень выразительна, в частности,
череда фотографических портретов писателя – от
еще полного сил, прямо-таки пышущего здоровьем,
рядом с тоже еще молодым Александром
Солженицыным, до, видимо, уже донимаемого
смертельной болезнью, надорвавшегося: «Он брал
на себя тяжести, как бы не соразмеряя их веса, –
пишет Александр Исаевич в предисловии к книге
покойного друга. – И нес, так и не соразмерив».
Впрочем, если бы даже всех этих снимков в книге и
вовсе не было, перед читателем, думается, все
равно отчетливо возникал бы образ Можаева со
всей его страстностью, целеустремленностью,
самозабвенной погруженностью в будни, заботы и
трагедии породившей его русской деревни.
Выросший там, успевший перед самой войной
поработать сельским учителем, он и потом не
отрывался от земли – будь то родная Рязанщина,
обжитой им еще с лет армейской службы Дальний
Восток или иные края, куда заносила судьба
газетчика и литератора.
Даже при самом беглом чтении книги нельзя не
заметить этой прочной опоры автора на
собственные наблюдения, вновь и вновь поверяемые
и освежаемые: «И вот опять я трясусь на казенной
машине все по тем же обкатанным булыжникам...» или
«по разбитой проселочной дороге, сплошь покрытой
разливанными лужами», которая «извивалась, как
Змей Горыныч... словно пыталась оплести и удушить
грязью все живое»; а то и вовсе – «без дальних
разговоров закинул рюкзак за спину» и айда пёхом
– ради встречи всего-навсего со снятым
громовержцами-начальниками с работы садовником,
который теперь, чтобы взглянуть на выращенный им
сад, «чуть свет встает и по оврагу, как заяц...
чтобы его не увидали». Услышал писатель весть об
этом, сопровожденную горестным замечанием, что
«в наших краях правда не ночует», – и кинулся на
выручку человеку, правде ли...
Он вечно вступался – и за людей, и за тупоумно
изводимые в хрущевскую пору луга, где прежде «на
неохватном просторе стояли до самого горизонта
стога, стога», а после этого погрома годами
«горбились... вздыбленные дерновые валы», и за
столь же рьяно изничтожавшиеся местные промыслы,
которые веками кормили крестьян и могли бы еще
удержать в селе многих, кто теперь, лишенный
приработка, подался в город. И за пресловутый
семейный подряд, который в брежневские времена
«занесло снегом равнодушия» и придушило
стараниями чиновников, не знавших, как
распорядиться мясными «излишками». И наконец, в
последние годы своей жизни – за колхозников и
совхозников, по очередной команде с верхов (на
сей раз – «либеральных») стремглав брошенных «в
пасть жестокого рынка».
В книге приведены слова известного русского
экономиста Кондратьева о трех непременных
условиях, которым должны отвечать всякие
преобразования: быть реалистичными, не допускать
снижения производства и соответствовать
принципам справедливости. С этим мерилом и
подходил Можаев к современным российским
реформам, критически сверяя их с нэпом, когда «ни
земля, ни фабрики, ни заводы не подвергались
срамной распродаже, то бишь,“прихватизации”».
Тем же историческим опытом обосновывал он и
мысль о необходимости вернуться к созданию
независимой кооперации, которая могла бы стать
опорой для фермерства, ныне прозябающего без
реальной поддержки.
Помимо горячей публицистики в книгу вошли
рассказы, очерки и просто краткие зарисовки,
сценки, целые «хоры» из множества голосов. О
некоторых таких страничках хочется выразиться
словами одного персонажа: «каждое блюдо – прямо
декальтес» (сиречь – деликатес). Тут автор в
своей родной стихии – того самого «живаго
великорусского языка», который многим из нас
больше известен по словарю Даля, а Можаеву – из
первых рук. Тут подчас такое сказанут, что ученых
трудов стоит: «Страну поменяли, власть
поменяли...Теперь население хотят поменять. Тьфу,
мать твою...» И верно: разве не читывали мы
горестные сетования на отсталость и неразумие
«совков» (и когда, дескать, переведутся?!). Недаром
Можаев и в публицистике подхватывает и развивает
этот мотив:
«Вина-то, мол, не наша, не тех, кто в голове
колонны, а тех, которые темп не держат.
Маршировать так и не научились... Они какие-то в
полоску: не то черно-белые, не то
красно-коричневые... Ну за версту же видно –
неполноценные.
Не пора ли кончать с этой затяжной головотяпской
замашкой – выбраковывать народ, как пестрых овец
из басни Крылова?»
И сколько раз сам писатель прямо-таки любуется
своим «отсталым» народом и уже упомянутым
скромным садовником Колобухиным, и позабытыми
ныне инициаторами семейного подряда, и
самоотверженным защитником родной земли от
варварской «мелиорации» Тепловым с его
«апостольской прямотой и строгостью», и живучими
фермерами вроде Багмы, – словом, теми, к кому
полностью приложимо можаевское определение:
«Истинный крестьянин – это не профессия, а образ
жизни».
Не раз, не два вспоминает Можаев, как сожалел Лев
Толстой о не написанном им «главном» романе – о
русском пахаре и вместе с тем – о сказанном одним
из собственных собеседников: «Ты вот гляди –
одни пашут, а другие руками машут». Подобные
«махальщики», или, как вслед за Щедриным
выражается писатель, «наши теперешние
пустоплясы», нередко возникают в можаевских
«старых и новых историях» (таков подзаголовок
книги).
«Упряжка-то была у них одинаковая, – сравнивает
автор в рассказе «Дождь будет» двух
председателей колхоза, – да тягло разное. Если
Николай Иванович тянул битюгом, упорно глядя под
ноги, в землю, то Басманов сразу рысью пошел и
ноздри держал по ветру. Он первым в области
кормокухни построил. Первым коров обобществил...
Первым построил кирпичные силосные башни. И хотя
потом коров снова раздали по колхозникам, а
кирпичные башни за ненадобностью растащили по
кирпичику на печи, Басманов был уже далеко. За
новые прогрессивные методы был выдвинут в
председатели райисполкома. Он шел рысью, не
сбиваясь... И та пыль, которая поднималась за ним,
не достигала и хвоста его». (А нынче небось
успешно перестроился и целиком – за частную
собственность и распродажу земли!)
Сам Можаев был из «пашущих» литераторов, которым,
как и Николаю Ивановичу, часто солоно
приходилось: добрый десяток лет не могла увидеть
сцену пьеса по его замечательной повести
«Живой», лишь в перестроечную пору был полностью
опубликован роман «Мужики и бабы».
«Сколько их, сорвавших голос, ни до чего не
докричавшись?!» – писал Можаев о собратьях,
пытавшихся, как и он, предостеречь власти от
ошибок, неверных шагов, опрометчивых прожектов
вроде памятного «рязанского чуда»,
обернувшегося форменной катастрофой.
«Сколько ж за жизнь перегорячился он, – скорбно
пишет Солженицын уже о самом Борисе Андреевиче,
– сколько бился обо всем правильном, нужном,
общем, кто его послушал, что он спас? Такие наши
власти были, такие и остались».
Понятная горечь... По какой исторической осени
суждено нам считать цыплят – Бог весть!
И все же голос Можаева и прежде, и сейчас, подобно
голосу других «пахарей», спасал людей от
безнадежной уверенности, будто «в наших краях
правда не ночует».
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|