ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ
Подростковый возраст. Ничего не
поделаешь?
К сожалению, многие из нас ничего и не
делают, для того чтобы найти потерянного для себя
ребенка. А ведь он совсем рядом и очень нуждается
в нас
Возрастные кризисы, этапы переходного
возраста существуют в жизни объективно, по
природе человека, но протекают так, как это
принято в культуре данного общества, воплощенной
в каждой отдельной семье.
Подростковый “переход” многие родители считают
самым сложным. Когда без дополнительных
пояснений говорят “переходный возраст”, сразу
ясно, что подразумевается отрочество. Но кризис
– это ведь не катастрофа, не землетрясение, не
пожар. Кризис, по изначальному смыслу
древнегреческого слова, – просто поворот. А
поворот-кризис вовсе не обязательно должен
становиться воплощенным кошмаром для того, кто
переживает такой период, и для всех, кто его
окружает. Если подумать беспристрастно, то
кризис подросткового возраста – это очень
интересно, это богатейшая эпоха расширяющихся
возможностей в отличие, скажем, от перехода к
старости, которая неизбежно ограничит жизненные
перспективы. Подростковость, казалось бы, должна
переживаться с радостью, любопытством и
увлечением, а не с ужасом, истериками и
мучительным напряжением для всей семьи. Но
взрослые ждут подросткового кризиса с тяжелыми
предчувствиями и, к сожалению, редко в них
ошибаются. “Ничего не поделаешь, переходный
возраст!” А в самом деле, что мы делаем, чтобы
наши худшие ожидания не сбылись?
...Множество родителей, если они хорошие
воспитатели, и представления не имеют, что нужно
делать и как унять пятилетнего безобразника,
если тот в магазине скандально рухнул на пол,
колотит руками-ногами-головой и пронзительно
вопит: «Хочу! Купи!» Дело ясное: такие родители ни
разу в жизни не сталкивались с этим
трагикомическим эксцессом на опыте отношений с
собственным ребенком. Не было у них такой
ситуации и не будет. Даже в том случае не будет,
когда им для присмотра оставят малыша, у которого
как раз есть подобный опыт воздействия на
взрослых и он очень даже не прочь поваляться на
полу с воплями и дрыганьем. Если спросить таких
родителей, как им удалось уберечь своего ребенка
от столь неприятной демонстрации желаний, они
вряд ли смогут рассказать о каком-то
воспитательном алгоритме. Конечно, их ребенку
тоже случается чего-то горячо захотеть, и,
конечно, далеко не всегда он может сразу (или
когда-нибудь вообще) получить желаемое. Но не
станет он падать на пол – и все тут. Почему? Да
потому, что в его семье такое поведение
изначально было признано невозможным. По
умолчанию, или какими-то юмористическими
замечаниями при чтении сказки, или еще как-то – в
каждой семье по-своему, но родители
заблаговременно, сознательно и бессознательно
постоянно давали понять ребенку: такое поведение
исключается.
В отличие от малыша подросток понимает куда
больше. Он уже личность, его общение с родителями
может быть еще богаче и разнообразнее, еще глубже
и насыщеннее. Но, увы, не все родители, а только
редкие счастливцы не знают, что это такое, когда
тинейджер потихоньку курит и пьет пиво за
гаражами, когда, твердо пообещав вернуться к
одиннадцати, он и в час ночи домой не явился,
когда начал прогуливать уроки и плевать на
авторитет учителей, демонстративно закрываться
в своей комнате, часами таращиться в экран
телевизора, огрызаться на каждое родительское
слово, забывать об элементарных домашних
обязанностях. Тут уж все “знают”, что делать:
ругать, стыдить, следить, заставлять, запрещать,
стращать, запирать, не пускать, угрожать... В
общем, подавлять внезапно вспыхнувший бунт. Хотя
и пятилетнего скандалиста ругали, стыдили и
падать на пол ему категорически, с ремнем в руках
запрещали – безрезультатно...
А ведь родители сами когда-то пережили
подростковый кризис, и у них есть живой, реальный
опыт, который так нужен их взрослеющему ребенку.
Но дело, к сожалению, в том, что общение родителей
с ребенком по мере его взросления становится не
обогащенным и углубленным, а обедненным. И
скудным.
Вот с малышом любящие родители общаются очень
глубоко и содержательно. Важнейшей
деятельностью для маленького ребенка является
игра – мама и папа, бабушка и дедушка обязательно
с ним играют. Ребенок переживает возраст
“почемучки” – старшие члены семьи терпеливо
отвечают на бесчисленные “почему?”, в
оптимальном случае не только мобилизуя, но и
расширяя свои собственные знания. То есть
ребенок и любящие взрослые совместно решают
самые важные и нужные вопросы. Малыш учится
первой самостоятельности – родители служат ему
помощниками и проводниками. Ребенок получает от
родителей интереснейшие, замечательные,
удивительные знания и умения: как самостоятельно
застегнуть пуговицу, как держать карандаш, как
перейти улицу, как грязную чашку сделать чистой.
В раннем школьном возрасте такое общение еще
сохраняется. Но вот ребенок обжился в школе, вот
он уже на пороге отрочества... И что? Если он
неплохо учится, не приносит в дневнике гневный
приказ родителям немедленно явиться в школу, не
забывает помыть за собой ту самую чашку, которую
когда-то с увлечением подлинного открытия учился
делать чистой, то родители словно забывают о нем.
Нередко общение сводится исключительно к
формальному контролю: “Поел? Уроки приготовил?
По каким предметам спрашивали? Куда собрался?”.
Все вроде бы в порядке, ребенок не мешает, не
создает проблем, а потом вдруг – раз!
Неприятнейшие, сложнейшие проблемы захлестывают
всю семью. Обманывает, скрытен, замкнут, не хочет
учиться, неизвестно где и с кем проводит время,
слова ему не скажи – взрывается...
Вспоминая себя в этом возрасте, родители могли бы
приготовить ребенка к сложностям подросткового
кризиса, смягчить или вовсе свести на нет
возможные проблемы. Но в том-то и дело, что такое
доверительное, глубинное общение у нас не
принято! Родители прекрасно знают, что ребенок
переживает половое созревание, которое
сопровождается и стремительными изменениями
тела, и новыми, странными для ребенка физическими
ощущениями, и периодами вялости и слабости,
обусловленными бурным ростом. Не могли они
забыть, как переживали этот период сами! Но
вместо того чтобы поделиться с ребенком опытом,
ободрить, предостеречь, спокойно и с юмором
объяснить, что “и у меня было то же самое”, мама с
папой молчат, как партизаны на допросе, возлагая
надежды то ли на учителя биологии, то ли на курс
полового просвещения, о котором известно только
одно: каждая попытка ввести его в школе вызывает
бурный общественный скандал.
Родители не могут не помнить, что сами переживали
подростками обостренный страх смерти,
болезненные сомнения в своей нужности и
полноценности, усиленное самокопание. Но
экзистенциальные страхи и сомнения вообще
исключены из сферы общения родителей с
подростком, хотя для него они стоят на первом
месте. В нашей культуре как-то не принято
обсуждать такие проблемы с подростком. Хотя
возможность поговорить об этом сама по себе уже
была бы для мальчишки или девчонки огромным
облегчением. Ведь и за бутылку или наркотики они
хватаются именно затем, чтобы заглушить мысли, с
которыми не могут справиться.
Наивно ожидать, что ребенок сам подойдет и
скажет: “Меня мучит мысль о смерти, что мне, мама
и папа, делать?” Не подойдет и не скажет. Мама и
папа сами приучили его к диалогу только по
формальным поводам: выучил – не выучил, опоздал
– не опоздал...
Родителям придется начать самим. В какой-нибудь
вечер, когда ершистый подросток вроде бы мирно
настроен. Может, с альбома своих детских
фотографий незаметно углубиться в
воспоминания...
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|