Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №47/2003

Третья тетрадь. Детный мир

ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ 
 

Лето. Сезон подростковых кризов. Чуть что, и дети взрываются, хлопают дверью и... как дикие гуси – в Лапландию! Российский аналог которой Питер, Москва, Крым. А раньше был еще Ташкент. Где хлеб, тепло и яблоки. Но теперь сплошной погранзаслон.
На радость родителям, идею строжайшего дозора (сродни пограничному) взяли на вооружение многие города.
В Первоуральске, например, операцию по предупреждению побегов из дому сотрудники городской инспекции по делам несовершеннолетних приурочили точнехонько к началу каникул. Не поленились, школы обошли, с правилами дорожного движения, поведением в лесу и на железной дороге всех потенциальных бойцов домашнего фронта ознакомили. А потом заявили: бродяжничеству конец! Лучшие силы правоохранительных органов будут обшаривать подвалы и чердаки, вокзалы и скоростные трассы. Отлавливать юных поборников свободы и отправлять в лагеря. Как ни странно – труда и отдыха.
Такие вот дела. Кризисы, какие ни возьми – хоть летние, хоть зимние, чреваты очень. Можно ли к ним быть готовым заранее? Об этом наш сегодняшний разговор.

Фото ИТАР-ТАСС

Кирилл НИКИФОРОВ

То яма, то канава...

Сколько всего возрастных кризисов случается в человеческой жизни?

Варианты ответов разнообразны. Утверждают, например, что два: подростковый и старение. Или три. И добавляют: кризис трех лет. А еще кризис переходного возраста – это четыре. Самое подробное деление предложил американский психиатр Эрик Эриксон, создатель эготеории личности. Он выделил восемь стадий развития личности и заявил, что каждая из них сопровождается кризисом – поворотным моментом в жизни каждого индивидуума.
На ранней стадии психосоциального развития (от рождения до года) уже возможен первый психологический кризис, обусловленный недостаточным материнским уходом и отвержением ребенка. В основе «базального недоверия» к жизни – дефицит материнской любви, который затем провоцирует развитие страхов, подозрительности, аффективных расстройств. На второй стадии (от года до трех лет) кризис сопровождается появлением чувства стыда и сомнения, отчего в дальнейшем возможно формирование неуверенности в себе, тревожной мнительности и опять же страхов. На третьей стадии (от 3 до 6 лет) кризис провоцируется чувством вины, покинутости и никчемности, что впоследствии может стать причиной зависимого поведения, импотенции или фригидности, расстройств личности.
К четвертой стадии относятся дети младшего школьного возраста (от 6 до 12 лет). Они приобретают в школе знания и навыки межличностного общения, определяющие их личную значимость и достоинство. Кризис этого возрастного периода сопровождается появлением чувства неполноценности или некомпетентности – чаще всего из-за недостаточной успеваемости. Этим детям грозит утрата уверенности в себе, способности эффективно трудиться и поддерживать человеческие контакты.
Подростковый период (от 12 до 18 лет), или пятая стадия психосоциального развития, традиционно считается наиболее уязвимым для стрессовых ситуаций и возникновения кризисных состояний. Эриксон выделяет этот возрастной период как очень важный в психосоциальном развитии и считает первостепенным для него развитие кризиса идентичности, или ролевое смещение, которое проявляется в трех основных сферах поведения: выбор карьеры; выбор референтной группы и членство в ней; употребление алкоголя и наркотиков, которое может временно ослабить эмоциональные стрессы. Основными вопросами возраста являются: “Кто Я?”. “Как Я впишусь в мир взрослых?”, “Куда Я иду?”. Подростки пытаются выстроить собственную систему ценностей, часто вступая в конфликт со старшим поколением, ниспровергая его ценности.
Именно на подростковый возраст приходится пик суицидов, пик экспериментов с нарушающими сознание веществами и другой жизненно опасной активности. В этот момент очень характерны мысли о самоубийстве как о мести за обиду, ссоры, нотации со стороны учителей и родителей. Преобладают глупости типа: «Вот умру назло вам и посмотрю, как вы будете страдать и сожалеть о том, что были несправедливы ко мне».
В схеме Эриксона есть также стадии ранней зрелости (20–25 лет), полной зрелости (25–64) и поздней зрелости (от 64 лет и до конца жизни).
На стадии ранней зрелости главенствуют потребности самоуважения и самоактуализации. Наступает время подведения первых итогов в жизни. По Эриксону, для ранней и полной зрелости характерна также забота о будущем благополучии человечества (в противном случае возникают безразличие и апатия, нежелание заботиться о других, самопоглощенность собственными проблемами).
На стадии полной зрелости специально выделяется кризис среднего возраста. Проблеме 40-летних Карл Густав Юнг, ученик и оппонент Фрейда, посвятил свой доклад “Жизненный рубеж”, в котором ратовал за создание “высших школ для сорокалетних, где бы готовили их к будущей жизни”, ибо человек не может прожить вторую половину жизни по той же программе, что и первую.
На восьмой жизненной стадии выделяются три вида старости: счастливая, несчастливая и психопатологическая. Увы, собственные наблюдения каждого из нас, а также психологические исследования показывают, что самой редкой является счастливая старость.
Счастливая старость наступает у гармоничных личностей с сильным, уравновешенным типом высшей нервной деятельности, занимающихся длительное время интеллектуальным трудом и не оставивших этого занятия и после выхода на пенсию. Эриксон утверждал, что “только у того, кто каким-то образом заботился о делах и людях, кто переживал триумфы и поражения в жизни, кто был вдохновителем для других и выдвигал идеи, – только у того могут постепенно созревать плоды предшествующих стадий”. Он полагал, что только в старости приходит настоящая зрелость, и называл этот период поздней зрелостью. “Мудрость старости – это осознание безусловного значения самой жизни перед лицом самой смерти”.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru