ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ
Лето. Сезон подростковых кризов. Чуть
что, и дети взрываются, хлопают дверью и... как
дикие гуси – в Лапландию! Российский аналог
которой Питер, Москва, Крым. А раньше был еще
Ташкент. Где хлеб, тепло и яблоки. Но теперь
сплошной погранзаслон.
На радость родителям, идею строжайшего дозора (сродни
пограничному) взяли на вооружение многие города.
В Первоуральске, например, операцию по
предупреждению побегов из дому сотрудники
городской инспекции по делам несовершеннолетних
приурочили точнехонько к началу каникул. Не
поленились, школы обошли, с правилами дорожного
движения, поведением в лесу и на железной дороге
всех потенциальных бойцов домашнего фронта
ознакомили. А потом заявили: бродяжничеству
конец! Лучшие силы правоохранительных органов
будут обшаривать подвалы и чердаки, вокзалы и
скоростные трассы. Отлавливать юных поборников
свободы и отправлять в лагеря. Как ни странно –
труда и отдыха.
Такие вот дела. Кризисы, какие ни возьми – хоть
летние, хоть зимние, чреваты очень. Можно ли к ним
быть готовым заранее? Об этом наш сегодняшний
разговор.
То яма, то канава...
Сколько всего возрастных кризисов
случается в человеческой жизни?
Варианты ответов разнообразны.
Утверждают, например, что два: подростковый и
старение. Или три. И добавляют: кризис трех лет. А
еще кризис переходного возраста – это четыре.
Самое подробное деление предложил американский
психиатр Эрик Эриксон, создатель эготеории
личности. Он выделил восемь стадий развития
личности и заявил, что каждая из них
сопровождается кризисом – поворотным моментом в
жизни каждого индивидуума.
На ранней стадии психосоциального развития (от
рождения до года) уже возможен первый
психологический кризис, обусловленный
недостаточным материнским уходом и отвержением
ребенка. В основе «базального недоверия» к жизни
– дефицит материнской любви, который затем
провоцирует развитие страхов, подозрительности,
аффективных расстройств. На второй стадии (от
года до трех лет) кризис сопровождается
появлением чувства стыда и сомнения, отчего в
дальнейшем возможно формирование неуверенности
в себе, тревожной мнительности и опять же
страхов. На третьей стадии (от 3 до 6 лет) кризис
провоцируется чувством вины, покинутости и
никчемности, что впоследствии может стать
причиной зависимого поведения, импотенции или
фригидности, расстройств личности.
К четвертой стадии относятся дети младшего
школьного возраста (от 6 до 12 лет). Они приобретают
в школе знания и навыки межличностного общения,
определяющие их личную значимость и достоинство.
Кризис этого возрастного периода сопровождается
появлением чувства неполноценности или
некомпетентности – чаще всего из-за
недостаточной успеваемости. Этим детям грозит
утрата уверенности в себе, способности
эффективно трудиться и поддерживать
человеческие контакты.
Подростковый период (от 12 до 18 лет), или пятая
стадия психосоциального развития, традиционно
считается наиболее уязвимым для стрессовых
ситуаций и возникновения кризисных состояний.
Эриксон выделяет этот возрастной период как
очень важный в психосоциальном развитии и
считает первостепенным для него развитие
кризиса идентичности, или ролевое смещение,
которое проявляется в трех основных сферах
поведения: выбор карьеры; выбор референтной
группы и членство в ней; употребление алкоголя и
наркотиков, которое может временно ослабить
эмоциональные стрессы. Основными вопросами
возраста являются: “Кто Я?”. “Как Я впишусь в мир
взрослых?”, “Куда Я иду?”. Подростки пытаются
выстроить собственную систему ценностей, часто
вступая в конфликт со старшим поколением,
ниспровергая его ценности.
Именно на подростковый возраст приходится пик
суицидов, пик экспериментов с нарушающими
сознание веществами и другой жизненно опасной
активности. В этот момент очень характерны мысли
о самоубийстве как о мести за обиду, ссоры,
нотации со стороны учителей и родителей.
Преобладают глупости типа: «Вот умру назло вам и
посмотрю, как вы будете страдать и сожалеть о том,
что были несправедливы ко мне».
В схеме Эриксона есть также стадии ранней
зрелости (20–25 лет), полной зрелости (25–64) и
поздней зрелости (от 64 лет и до конца жизни).
На стадии ранней зрелости главенствуют
потребности самоуважения и самоактуализации.
Наступает время подведения первых итогов в
жизни. По Эриксону, для ранней и полной зрелости
характерна также забота о будущем благополучии
человечества (в противном случае возникают
безразличие и апатия, нежелание заботиться о
других, самопоглощенность собственными
проблемами).
На стадии полной зрелости специально выделяется
кризис среднего возраста. Проблеме 40-летних Карл
Густав Юнг, ученик и оппонент Фрейда, посвятил
свой доклад “Жизненный рубеж”, в котором
ратовал за создание “высших школ для
сорокалетних, где бы готовили их к будущей
жизни”, ибо человек не может прожить вторую
половину жизни по той же программе, что и первую.
На восьмой жизненной стадии выделяются три вида
старости: счастливая, несчастливая и
психопатологическая. Увы, собственные
наблюдения каждого из нас, а также
психологические исследования показывают, что
самой редкой является счастливая старость.
Счастливая старость наступает у гармоничных
личностей с сильным, уравновешенным типом высшей
нервной деятельности, занимающихся длительное
время интеллектуальным трудом и не оставивших
этого занятия и после выхода на пенсию. Эриксон
утверждал, что “только у того, кто каким-то
образом заботился о делах и людях, кто переживал
триумфы и поражения в жизни, кто был
вдохновителем для других и выдвигал идеи, –
только у того могут постепенно созревать плоды
предшествующих стадий”. Он полагал, что только в
старости приходит настоящая зрелость, и называл
этот период поздней зрелостью. “Мудрость
старости – это осознание безусловного значения
самой жизни перед лицом самой смерти”.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|