Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №47/2003

Третья тетрадь. Детный мир

ШКОЛА КРУПНЫМ ПЛАНОМ 
 

Михаил ЭПШТЕЙН

Подростковая школа на входе и выходе

Почти никто не интересуется проблемой адаптации подростка в старших классах.
Но именно от этого периода зависят его будущие успехи и поражения...

В некоторых школах есть хорошая традиция – подводить итоги года: что получилось, что не удалось. И всякий раз оказывается: обсуждают свою школу, а выходит, что всю педагогику. Ни для кого не секрет, что самый трудный возраст – подростковый. Трудный и для самих ребят, делающих первые попытки повзрослеть, и для учителей, и для родителей... В таком возрасте даже один новый ученик может повлиять на целый класс, изменить атмосферу в нем. И каждый классный руководитель в августе будет снова решать одну из сложнейших проблем: взять новичка в класс или нет.
Все это знают, только вот времени подумать об этом у нас не находится. Уроки-знания-отметки-экзамены... Но всего через два месяца к нам придут бывшие “послушные малыши”, ставшие подростками; пойдет комплектация новых классов.
Как организовать школу, увлекающую, а не отталкивающую подростков? Почему новички часто, ох как часто не становятся полноправными членами школьного коллектива? Что должны сделать мы, учителя, сегодня, чтобы завтра помочь ребятам, впервые переступившим порог нашей школы? Об этом сегодня рассуждает директор одной санкт-петербургской школы...

Про подростков и “другую учебу”

Вокруг подростков у нас две ситуации, хотя конечно же они связаны.
Мы стараемся брать в школу всех ребят, не делая никакого входного интеллектуального тестирования, только беседуем, чтобы понять, как с ребенком надо общаться и не навредим ли мы ему, справимся ли с проблемами, все ли нужное для него мы в состоянии организовать. И опыт показал, что если ребенок попадает к нам с первого класса, то у него нет каких бы ни было “болезненных” сложностей в атмосфере уважения, спокойствия, интереса, общения... И со знаниями тоже в итоге все нормально.
А вот чем позже приходит ребенок в школу, тем чаще ему бывает сложно. У него уже есть опыт проблем и отношений со школой, и он с ним приходит к нам. Ему надо сначала привыкнуть к новой атмосфере, к тому, что тут его никто не будет очень уж “строить” (у нас нет отметок и дисциплинарных взысканий, мы стараемся не вызывать родителей в школу за нагоняем, полагаясь на то, чтобы ребятам было интересно и чтобы они сами отвечали за свои успехи и неуспехи).
Ребята приходят разные, и в силу малости классов часто приход даже одного нового ребенка перестраивает всю социальную картину, и класс вместо учебы занимается некоторое время выяснением отношений. А поскольку часто ребята приносят с собой и способы выяснения отношений, возникают конфликты... Некоторых ребят наша школа сумела перевоспитать, с некоторыми не справилась. Им пришлось уйти. В итоге мы приняли решение: в старшие классы – 7, 8, 9-е – новых детей не брать или брать очень-очень аккуратно... А то в девятом классе вместо подготовки к экзаменам (что, конечно, не главная цель в жизни, но тоже нужно) начинаются разборки.
Так сложилось, что многие проблемы, внутренние нарывы нашей школы прорвались в нынешнем восьмом классе, где учились трое-четверо ребят, пришедших в класс в разное время в начальной школе, и трое-четверо поступивших уже в среднее звено. Пришедшие ребята – такие вполне современные подростки со всеми их сегодняшними актуальными проблемами: сдвинутые нормы человеческого общения как с ребятами, так и со взрослыми, неумение отвечать за собственные поступки, сдерживать и контролировать собственные эмоции, часто отсутствующие нормальные общеучебные навыки, неумение концентрироваться на чем-то одном больше пяти минут, домашние проблемы. В итоге смесь получилась атомная. С каждым по отдельности можно и общаться, и учить. Нормальные ребята. Как собираются вместе, общаться невозможно, учить – тем более: они же, естественно, еще друг друга и заводят. На уроках – сумасшедший дом. В походах (если вообще идут) – тоже. На переменах...
По уму, конечно, их бы надо не в школе учить, а увезти куда-то на остров, пожить там месяц-другой, вернуть им хоть какой-то внутренний стержень и навык человеческого общения, потом, вернувшись, устроить общеучебный ликбез... Но у нас такой возможности нет. Вот, скажем, уезжаем на учебный выезд в лагерь на неделю, где живем и учимся в разновозрастных группах, и эту гвардию разводим по различным командам – становится существенно легче и с общением, и с учебой...
А в школе все начинается снова! Пытались найти каждому какой-то интерес в школе помимо учебы. Что-то получалось, что-то нет... В каких-то случаях взрослые могли терпеть “вселенское” хамство, где-то не выдерживали. Часто эти ребята просто выпадали из общешкольной жизни. Может быть, им неинтересно было просто человеческое общение, вернее, они не могли долго в нем находиться, у них не было предыдущего опыта. Скажем, просто сесть в круг и поговорить – для некоторых невозможная штука. И опять же если бы мы с ними были в экспедиции... А мы были в школе. Учиться, просто традиционно учиться в этом классе было невозможно... В итоге класса не стало. Жаль, конечно. И по отдельности ребята они все неплохие, и класса жаль (для нас, конечно, это существенная потеря). И жаль, что мы не смогли им помочь (хотя, конечно, может, это и не так. Может быть, вся эта история станет для каждого из них опытом, полезным, помогающим как-то по-другому дальше выстраивать жизнь.) И для нас это поражение – опыт. Очень важный и существенный. Опыт, из которого надо сделать выводы, вынести урок.
Надо как-то более внимательно и аккуратно подходить к комплектованию классов.
Надо продумывать какие-то специальные программы взаимодействия с родителями.
Надо налаживать плотные связи с “психологическими организациями”, которые могут помочь нам в психологической реабилитации детей и взрослых, и думать о том, как такие программы вписать в общешкольную жизнь.
Надо бы активнее заняться (ну насколько это возможно) укреплением самостоятельной позиции старшеклассников в школе и воспитанием доверия к ним у взрослых.
Ну и надо что-то делать с общей организацией учебного процесса в школе. Для таких детей традиционная учеба не подходит. Им надо двигаться, им надо работать руками, им надо общаться, им надо что-то делать со своими эмоциями, им надо учиться делать что-то продуктивное и полезное для других и вообще учиться быть полезными и нужными другим, понимать себя, ставить перед собой какую-либо задачу и достигать ее решения... Вот это та учеба, которая нужна таким подросткам в первую очередь. Ну и потом уже какая-то интенсивная учеба по поводу общеучебных навыков, предметов, знаний, сдачи экзаменов. Вот как это все организовать в наших конкретных условиях? Возможно ли? Это вопрос.
Все это не ахти какие новости в педагогике. Но для нас – конкретный опыт, прожитый нами.
Что касается “другой учебы” для подростков. Дело в том, что выводы, приведенные выше, касаются практически всех остальных ребят тоже. Они учатся более-менее без таких взрывов, без проблем (для нас – взрослых), потому что более воспитанны, потому что смогли в начальной школе все-таки основные учебные навыки как-то развить, потому что общее любопытство еще не забито. Но при этом и им важно в этом возрасте чувствовать свою продуктивность, иметь возможность получить разнообразный социальный, эмоциональный, интеллектуальный опыт. Обучение для этих ребят важно организовывать в разновозрастных-разноуровневых группах, так, чтобы при этом была возможность и продвижения по индивидуальным маршрутам, и групповой работы, и продуктивной деятельности, и нормального человеческого общения... И чтобы ребята могли иметь право на ошибки и за это не лишались возможности дальнейшего нормального общения и развития...
Нарастание же напряжения по отношению к традиционному отношению и способу организации учебы чувствуется в каждом очередном поколении 6–7–8-классников...
И надо воспользоваться, с одной стороны, еще имеющимся их доверием к нам, с другой – “энергией поражения”, окончательно проявившегося в этом году, чтобы, сделав выводы, пойти дальше в поиске более адекватной потребностям подростков учебы.
Собственно, этому и посвящены наши поиски и наши обсуждения по итогам прошедшего года.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru