ВИРТУАЛЬНАЯ ШКОЛА
Лидия БЕЛЬКОВЕЦ, Овена КОРСУНОВА
Как научиться говорить на языке
компьютера
Новые способы обучения просто “не
сработают”, если ребенок к ним не готов
Руководство российским образованием
уже сделало ставку на мультимедийные обучающие
продукты. Однако мы должны понимать, что новые
способы подачи информации не дадут эффекта, если
ребенок окажется не готов к встрече с ними.
Размышляет Лидия БЕЛЬКОВЕЦ, кандидат
психологических наук, доцент, заведующая
лабораторией новых образовательных технологий,
Российский государственный гуманитарный
университет, Москва:
– Если мы хотим, чтобы ребенок не просто
посмотрел и послушал то, что ему предлагают экран
компьютера и звуковые колонки, а действительно
что-то понял, усвоил, мы должны убедиться, что он
готов воспринимать и осмысливать информацию в
новых условиях. В нашей лаборатории уже третий
год идут исследования, которые помогут
установить, как новые технологии влияют на
учеников и студентов.
Например, нас интересует проблема
психофизиологических нагрузок в мультимедийной
среде обучения. Наши специалисты проводят
замеры, отражающие состояние разных систем
организма во время решения интеллектуальных
задач. В конечном счете мы хотим создать
рекомендации по нагрузке в новой
образовательной среде для людей разных
биологических и психологических типов, разных
возрастов. Полагаю, медики уже сегодня должны
участвовать в экспертизе электронных
образовательных продуктов на государственном
уровне.
Второе направление исследований лаборатории –
изучение эффективности обучения при помощи
мультимедиа. Основные показатели эффективности
для нас связаны с прочностью, полнотой, глубиной
понимания и усвоения учебного материала.
Мультимедиа имеет смысл, если благодаря работе с
программой ребенок получит знания, способы
действия, которые сможет использовать в разных
областях деятельности. Задача ученика не просто
просмотреть видеоряд, а осмыслить его
содержание, структурировать новое знание,
превратить его в текст для себя, а потом,
возможно, и для других. Опознать, различить
информацию, которая действительно важна и нужна.
Этому нужно учить отдельно. Вот почему мы
разработали специальную программу-тренажер. Она
учит осмысленной работе с текстом (в широком
смысле, то есть с любой графической информацией).
Например, в тренажере дан один и тот же рассказ
параллельно на двух языках: русском и незнакомом
для человека иностранном. К нему предлагаются
языковые, речевые и логические задания, скажем,
распознать в “непереводимом” тексте
существительные или подлежащие.
Перед тем как предложить ученикам обучение в
мультимедийной среде, необходим
подготовительный этап. Во-первых, тренировка
анализаторов – глаз и ушей, развитие способности
улавливать информацию, идущую по разным каналам
(звук, видео). Во-вторых, обучение быстрой работе с
клавиатурой, с разными программами и
редакторами. В-третьих, та самая подготовка
интеллекта, о которой мы рассказали выше. Только
в этом случае использование мультимедийных
обучающих ресурсов будет действительно
полезным, развивающим, а не станет пустой
игрушкой, забавой, чтобы провести время.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|